Пусть ваш клиент составит список своих центральных проблем. Например: «У меня неприятности во взаимоотношениях».
Помогите ему решить, сколько из этих проблем являются долговременными и вряд ли изменятся. Например: «Я буду всегда портить отношения» или «Я испытываю трудности прямо сейчас».
Как много глобальных проблем по сравнению с частными? Например: «У меня ни с кем не может быть хороших взаимоотношений» или «У меня неприятности в отношениях с Олегом».
Уверен ли ваш клиент в том, что сам вызвал свои проблемы, или же думает, что некие внешние силы создали их? Например: «Что‑то не так во мне, если у меня проблемы в общении» или «Мне не везет со взаимоотношениями».
Помогите клиенту найти альтернативные объяснения. Если он оценил свои проблемы как внутренние и постоянные, превратите их во внешние и временные. Проделайте то же самое, если клиент оценил проблемы как внешние и преходящие. Заметьте, как изменятся ощущения клиента, какие эмоции у него возникнут.
Метод 3. «Группы убеждений»