Как уже отмечалось, формы вывоза капитала (по характеру использования) включают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана платить. Однако многие страны мира нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать, т. е. своевременно платить по ним проценты. Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных для начала XXI в.
В Британской энциклопедии внешний долг определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд долл., а в 2000 г. он уже оценивался в 6050 млрд долл. (т. е. превышал 6 трлн долл.). Часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти) называется государственным (официальным) внешним долгом, помимо которого имеет место и частный внешний долг — долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.
|
|
В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 158,4 млрд долл. (из которых на кредиты правительств иностранных государств приходилось 66,5 млрд долл.; на кредиты иностранных банков и фирм — 39,4 млрд долл.; на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, — 26,7 млрд долл.; на кредиты ЦБ РФ — 6,4 млрд долл.). Вместе с частным внешним долгом общий внешний долг России превышал 220 млрд долл.
Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. В 1999 г. самыми крупными, помимо России, должниками (долг более 100 млрд долл.) были: США -862 млрд долл., Бразилия — 258, Канада — 253, Китай -- 159, Австралия - - 156, Республика Корея - - 154, Мексика - - 154, Индия -- 136, Аргентина -- 133, Франция -- 117,6 млрд долл. В 2003 г. государственный внешний долг США уже превышал
1 трлн долл.
США действительно являются крупнейшим должником в современном мире. Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты его обслуживания и погашения.
|
|
Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны. Однако США имеют самый большой ВВП в мире (свыше 10 трлн долл.). Аналогична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Эти страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока. Например, одними из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США являются граждане Японии. Другое дело — бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой петли» (ситуация, при которой все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказывались от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга (подобную ситуацию называют дефолтом). Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте — в 1876 г., Греции — в 1893 г., Бразилии — в 1898 и 1914 г., в России — в 1917 г. и в 1998 г. В современных условиях и страны-должники и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта.
Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главное здесь — с одной стороны, использовать внешние заимствования для достижения намеченных страной целей (социально-экономические, научно-технические, производственные, структурные), а с другой — решать проблемы непосредственно уменьшения внешнего долга.