Для расчета ценового мультипликатора необходимо:
1. Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога, что даст значение числителя в формуле;
2. Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т. д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки — это даст величину знаменателя.
Общий вид ценового мультипликатора
Виды мультипликаторов:
• интервальные – мультипликаторы, в знаменателе которых финансовая база представлена в виде показателя за некоторый интервал времени;
• моментные – мультипликаторы, в знаменателе которых финансовая база представлена в виде показателя на определенную дату.
Интервальные мультипликаторы | |
P/E | Цена предприятия/Чистая прибыль (Price/Earnings). Наиболее часто применяется при оценке компаний. Особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании. |
P/R | Цена предприятия/Валовые доходы (Price/Revenue). Применяется, когда оцениваемая и сопоставимые компании имеют сходные операционные расходы. Типичным примером служат компании сферы услуг. |
P/EBT | Цена предприятия/Прибыль до налогообложения (Price/Earningsbeforetaxes). Наиболее предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различные налоговые условия. |
P/EBIT | Цена предприятия/Прибыль до налогообложения (Price/Earningsbeforeinterests,taxes). Наиболее предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различный доступ к финансовым ресурсам. |
P/EBITDA | Ценапредприятия/Прибыльдоналогообложения (Price/Earningsbeforeinterests, taxes, depreciation, amortization). Наиболее предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различный доступ к финансовым ресурсам. |
P/CF | Ценапредприятия/Денежный поток (Price/CashFlow). Особенно уместен, когда компания имеет относительно низкий доход, сравниваемый с амортизацией. |
P/S | Ценапредприятия/Выручка от реализации (Price/Sales). Применяется в случае, когда «покупатель» намерен получать «совсем другую прибыль» от того же дохода в будущем. |
P/Div | Ценапредприятия/Дивиденды (Price/Dividends). Используется редко. Целесообразен, если дивиденды выплачиваются стабильно и по аналогам, и по оцениваемой компании либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована. |
Моментные мультипликаторы | |
P/BV | Цена предприятия/Балансовая стоимость (Price/BookValue).Показатель наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом. |
P/NAV | Ценапредприятия/Чистые активы (Price/NetAssetsValue). Можно применять, если соблюдаются следующие условия: • оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность; • основными видами деятельности компании являются хранение, покупка и продажа собственности. |
Отношение P/E:
|
|
|
|
P/Eможно представить, как «срок окупаемости» инвестиций в компанию прибылью, полученной от ее деятельности.Коэффициент показывает, сколько «годовых объемов прибыли» готов заплатить инвестор, покупая акции компании.Чем выше коэффициент, тем более высокие ожидания связывает акционер с данной компанией.
Использование коэффициента Р/Е в Российских условиях имеет сложность по следующим причинам:
· отчетность по международным стандартам ведется не на всех предприятиях;
· различия в учетной политике при расчете чистой прибыли;
· различия в ставках налогообложения (по странам).
Что делать? Перейти к Р/ЕВТ, сделав коррекцию на налог, или на мультипликаторы EBIT, EBITDA, Доход.
Отношение P/EBITDA свободно от некоторых недостатков, таких, например, как:
· различие в нормах и методах начисляемой амортизации;
· процентов по кредитам, займам и лизингу;
· налогу на прибыль.
Недостаток - EBITDAне является показателем, публикуемым в «Отчете о прибылях и убытках», и требует вычисления.
Примечание: некоторые предприятия начали публиковать EBITDA в своих годовых финансовых отчетах и расценивают ее как ключевой показатель
Отношение P/Sales (P/S):
· относительно недавно стал использоваться профессиональными оценщиками;
· можно использовать в качестве «проверки на здравый смысл» полученных результатов;
· результаты будут сильно зависеть от структуры финансирования компаний;
· рассматривается как «последний шанс» в поиске соответствующего мультипликатора;
· применяется в случае, когда «покупатель» намерен получать «совсем другую прибыль» от того же дохода в будущем.
Последовательность применения MVIC/Sales (P/S):
· рассчитайте показатели по компаниям-аналогам и оцениваемым бизнесом;
· рассчитайте показатель ROS (returnonsales) по компаниям-аналогам, как (чистая) прибыль к выручке;
· постройте график зависимости P/S от ROS по компаниям- аналогам;
· рассчитайте ROS по оцениваемой компании и с помощью регрессионного анализа (здравого смысла), оцените возможную величину P/S
Применение P/Book Value(P/BV), илиP/Net Assets Value:
· под bookvalue обычно понимается балансовая стоимость материальных чистых активов компании (собственного капитала) или балансовая стоимость вложенного капитала;
· величина bookvalue берется или на дату оценки, или по данным за последний отчетный период;
· обычно не принимаются в расчет нематериальные активы;
· можно применять к финансовым институтам, а также к компаниям, чей бизнес основан на материальных активах
Отраслевые нефинансовые мультипликаторы:
· в предприятиях связи отношение стоимости компании к числу абонентов (как источнику будущих доходов);
· в нефтяной отрасли это отношение стоимости компании к доказанным запасам;
· для добывающих предприятий это отношение стоимости к объему добычи;
· в розничной торговле это отношение стоимости компании к площади торговых залов;
· в транспортной отрасли - отношение стоимости к протяженности перевозок.