Объект (от лат. objectum – предмет) – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведения являются товары. Товароведение, как составная часть коммерческой деятельности, направлено только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
Ассортиментная характеристика товаров (рис. 1.1) – совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименование товара от другого.
Качественная характеристика товаров (см. рис. 1.1) – совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Эта характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство – назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.
|
|
Рис. 1.1. Основополагающие характеристики товаров
Количественная характеристика товаров (см. рис. 1.1) – совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.
Взаимосвязь характеристик товара со стоимостью. Все характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, однако характер этих связей неодинаков. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
Субъект – человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него всвоей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.
Субъекты товароведения подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы – специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25–30% всех руководителей и специалистов в торговле.
Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена деятельность товароведов. К ней относятся потребители товаров, поэтому эта группа по численности превосходит первую.
|
|
Товароведы – специалисты, обеспечивающие продвижения товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.
Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами, маркетологами и другими специалистами. Первые обеспечивают производство продукции, т.е. стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности, продукция, ставшая товаром, превратилась в объект деятельности товароведов.
Товароведы входят в состав отделов: коммерческих, реализации или других структурных подразделений промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но все же больше всего этих специалистов работает вторговле (оптовой и розничной) и общественном питании. Товаровед должен знать в области товароведения:
· товар как объект коммерческой деятельности;
· основополагающие характеристики товаров;
· классификацию и кодирование товаров;
· факторы управления ассортиментом;
· оценку и градации качества, дефекты и причины их возникновения;
· факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров;
· виды, формы и средства товарной информации, их назначение.
Теоретические знания реализуются через определенные навыки, поэтому товаровед должен уметь:
· классифицировать товары;
· формировать ассортиментную политику;
· оценивать потребительские показатели качества;
· определять градации качества товаров;
· расшифровать маркировку и информационные знаки;
· диагностировать дефекты, выявлять причины их возникновения и разрабатывать меры по использованию или уничтожению дефектной продукции.