Социально-психологические технологии — это совокупность психологических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.
ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ /. Организационная работа
V, Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации).
2. Встреча с педагогами, работающими в этих классах, и социальным педагогом (получение информации о детях).
3. Встреча с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
4. Встреча психолога с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация программы).
5. Проработка полученной информации.
6. Планирование деятельности, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач (см. табл. на с. 263 — 268).
|
|
//. Диагностические процедуры
/. Исследование личности подростка:
а) личностные особенности (личностный опросник Р.Кеттела, опросник Г.Шмишека);
б) самооценка подростков (опросник самоотношения подростков В. В, Столина и др.);
в) структура способностей подростков (тест Р.Амтхауэра);
г) характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т.Лири);
д) профессиональная ориентация (дифференцированный диагностический опросник А.Е.Климова, анкетирование родителей и детей).
Психолог вносит данные в досье подростка, выделяет подростков с проблемами; корректирует программы тренинга с учетом трудностей подростков.
2. Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений об условиях жизни и развития подростка, о его предполагаемой профессии).
Первичная помощь в решении проблем, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка.
3. Встреча с учителями
Совместное обсуждение причин трудностей подростков и возможности создания щадящих условий обучения. ///. Тренинг для подростков
1. Коррекционный класс (тренинг жизненных умений).
2. Обычный класс (тренилг личностного роста). IV. Консультативно-методическая работа
1. Индивидуальная работа психолога по запросу подростка.
2. Индивидуальная работа с родителями (проработка проблем).
3. Выступление психолога на малом педагогическом совете (информация о проблемах подростков, о позитивных изменениях в классе, обсуждение совместных действий специалистов, -поиск подходов к решению проблемы взаимоотношений учителей и подростков).
К Профориентаиионная работа
1. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).