Учащиеся отмечают, что все названное напоминает государственную структуру и государственный аппарат Российской империи. Восставшие копировали их, потому что не могли предложить чего-то нового в силу безграмотности и непросвещенности.
Задание составить схему. а затем показывает для сравнения слайд «Структура управления» и слайд «Большое войско повстанцев», комментируя схемы.
Группа. Работа с картой Приложение 4.
Задание. Отметьте район охваченный восстанием.
Покажите стрелками направление движения восставших.
Дополнительное задание.
Расставьте события в хронологической последовательности.
Отметьте,где армия Пугачева одержала победу, а где потерпела поражение.
Модельный ответ.
1 этап - 1 ряд- 17 сентября 1773 г. – март 1774 г.
-17сентября речь перед казаками
-5 октября - осада Оренбурга-30 тысяч (6мес.) генерал Кар-1,5 тыс.разбит
-22 марта Пугачев разбит под Татищевской крепостью
2 этап - 2 ряд апрель – июль 1774г.
- сняли осаду с Оренбурга
-отошли в Башкирию и юг Урала
-удмурты, марийцы, чуваши=20 тыс. на Казань
|
|
-Михельсон-царские войска
3 этап-3 ряд 31 июля – 12 сентября 1774 г.
-правобережье Волги-Алатырь, Саранск, Пенза, Саратов, Камышин,
-разгром под Царицыным
Группа. Оренбург в осаде. Приложение 5.
Задание.
Столь долгое «стояние» Главной повстанческой армии под Оренбургом некоторые считали большой ошибкой, грубым просчетом Пугачева. Сама Екатерина II в декабре 1773 г. писала: «...Можно почесть за счастье, что сии канальи привязались целые два месяца к Оренбургу и далее куда пошли». Наверное, иначе Пугачев поступить не мог, к стремлению взять Оренбург вела сама логика стихийно развивавшихся событий крестьянской войны, локальность устремлений и действий повстанцев, состоявших в основном из жителей Оренбургской губернии.
??? Согласны ли вы с мнением Екатерины II.Мнение обосновать
6 Группа.Спорные вопросы истории пугачевского бунта..(Приложение 6)
Работа с историч..источниками по группам.
Задание Сформулировать суть проблемы? Какие решения возможны?
VI Усвоения новых знаний и одновременного закрепления
ПРОБЛЕМА УРОКА. Могли ли восставшие победить, организовав подобным образом свою деятельность?
Какие еще проблемные вопросы вы моли бы назвать. Работа с документами.
V1I Обобщение и повторение.