Теория компетенций
Людей подбирают за их знания и опыт, а увольняют за поведение.
Д-р Кос. Оливье
Существует множество определений компетенций.
В толковом словаре английского языка «Collins» дано следующее объяснение:
Competence (компетентность) сущ. – умение; условие, определяющее способность
1. Boyatzis 1982
Компетенция – базовая характеристика человека, которой может быть мотив, черта личности, навык, аспект образа «я», социальная роль или знания.. (раскрывает что есть компетенция, мотив, черта личности и т.д.)
2. V Dulewicz 1989
Компетенции – совокупности взаимосвязанных поведенческих проявлений, которые являются конкретными, доступными наблюдению и проверке, оцениваемые во время проведения центров оценки (упор сделан на наблюдаемы, конкретны, измеримы).
3. C. Woodruffe 1992
Компетенции – ряд схем или моделей поведения, которые нужны работнику для того, чтобы выполнить задачи или функции на должном уровне (т.е. лежат в основе успешного выполнения работы на конкретном рабочем месте)
|
|
4. Уиддет, Холлифорд, Руководство по компетенциям, Hippo, 2003
… (каждая) компетенция состоит из взаимосвязанных поведенческих индикаторов.
Это все переводные варианты, нам наиболее близок и понятен подход SHL, он интегрирует все определения с учетом их адаптации к России.
5. SHL
Компетенции – атрибуты личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции, и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение.
Т.о., можно сделать следующий вывод: компетенции – есть группа взаимосвязанных поведенческих действий, которые, когда их проявляет испытуемый и рассматривает наблюдатель, характеризуют компетентность в конкретном аспекте предполагаемой работы.
Рис.4 Связь между составными элементами категории «компетенция» и базовыми понятиями профессиографии
Рис. 5 Состав структурных элементов «компетенции»
Существует огромное количество классификаций компетенций, достаточно привести лишь некоторые из них: софт и технические, метакомпетенции и ядерные компетенции, ключевые/стержневые/исключительные компетенции и базовые/общие, интеллектуальные, эмоциональные, деловые, административные компетенции. Наиболее адекватной с практической точки зрения является следующая; корпоративные (базовые), технические (профессиональные) и управленческие компетенции.
Рис. 6 Баланс корпоративных, управленческих и профессиональных компетенций
Источники моделей компетенции:
1. Использование существующих (готовых) моделей (Хэй, SHL: IMC[1] 16 параметров, объединенных в 4 кластреа) – для менеджеров, PMC – 36 компетенций, расширенная), WSQ – для рабочих, DDI – для директоров), DDA, Ламингер, Скуновер, PDI). Всего д/б не более 6-12 компетенций. Т.е. берем стандартную модель, ранжируем путем экспертной оценки или методом «прямых атрибутов».
|
|
2. Адаптация или «тюнинг» стандартной модели к оргкультуре, языку, («слэнгу»), используемому в организации, ее стратегическим целям и задачам.
3. Разработка с ноля при помощи методов комплексного анализа деятельности