Предисловие к русскому изданию

Современная биология неотделима от теории эволюции. Как сказал один из крупнейших биологов-теоретиков XX века Феодосий Григорьевич Добржанский (1900–1975), «ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Так было озаглавлено его эссе, опубликованное в 1973 году, и сегодня эти слова стали еще актуальнее. Эволюционная теория придает смысл, логику и стройность всему гигантскому массиву знаний, накопленных биологией.

Имеющиеся свидетельства эволюции настолько всеобъемлющи, что в рамках современной науки невозможно отрицать реальность миллиардов лет развития жизни на Земле и важнейшую роль естественного отбора в этом процессе. Тем не менее именно это и пытаются делать креационисты — люди, считающие эволюционную теорию несовместимой со своими религиозными убеждениями, касающимися сотворения мира, жизни и человека. Свои взгляды они нередко называют «альтернативной научной теорией», а теорию эволюции объявляют лжеучением, враждебным религии и морали, и источником чуть ли не всех бед современного человечества.

В альтернативных научных теориях нет ничего плохого — если это действительно научные теории. Но креационизм лежит вне науки. Он объясняет природные явления действием сверхъестественных сил, принципиально не подлежащим научной проверке. При этом креационисты так и не предложили ни одного научного аргумента, который поставил бы под сомнение реальность эволюции или одного из важнейших ее механизмов — естественного отбора. Так называемая «креационная наука» (она же «наука о сотворении мира») в действительности представляет собой лишь разновидность воинствующего невежества.

Все это понятно профессиональным ученым, но, увы, отнюдь не всегда понятно людям, далеким от науки. Многих из них привлекают идеи креационизма. Распространению этих идей способствует целый ряд причин. Настоящая наука сложна, и для освоения ее достижений нужно приложить определенные усилия. Представления об эволюции, подобно другим научным представлениям (например, о вращении Земли вокруг Солнца или о том, что электрон сочетает в себе свойства волны и частицы), совсем не очевидны, если исходить лишь из повседневного опыта. Далеко не у всех людей есть время и желание вникать в те факты и умозаключения, которые лежат в основе эволюционной теории. Кроме того, многих смущает наше происхождение от обезьян, давно доказанное учеными.

Креационизм избавляет своих сторонников от «бремени» родства с обезьянами. Предлагаемые креационистами картины происхождения мира и человека хотя и далеки от повседневности, но их усвоение не требует больших усилий. При этом креационисты во многом апеллируют к инфантильным чертам человеческой психики, например к склонности приписывать некую изначальную цель всем окружающим предметам. Мир, в который они зовут, подобен миру маленького ребенка, где тучи существуют, чтобы шел дождик, а львы — чтобы смотреть на них в зоопарке. В этом мире нет места для настоящих научных знаний об эволюции жизни на Земле. Креационисты объявляют эти знания ложными, вредными и даже ненаучными.

Мировое научное сообщество обеспокоено усилившейся в последние годы пропагандой креационизма. Противостоять этой пропаганде может лишь популяризация достижений биологии и других естественных наук. Но в наши дни даже профессиональному ученому бывает нелегко ориентироваться в потоке новых фактов, открытий и концепций. А для того, чтобы доходчиво, увлекательно и вместе с тем грамотно рассказать о современной теории эволюции, необходимы не только знания, но и талант популяризатора.

Книга «Происхождение жизни: наука и вера» подготовлена большим коллективом специалистов, многие из которых известны и своими достижениями в науке, и успехами в области популяризации научных знаний. Трое из них хорошо знакомы русскоязычным читателям, которые всерьез изучают или изучали биологию. Это Франсиско Айала, один из двух авторов учебника «Современная генетика» (известного среди студентов как «Айала и Кайгер» или просто «Айала»), Брюс Альбертс, первый автор учебника «Молекулярная биология клетки» (называемого «МБК» или «Альбертс») и Питер Рейвн, первый автор учебника «Современная ботаника» (Рейвн, Эверт и Айкхорн).

Эта книга — популярное пособие для всех, кто интересуется естественными науками, в том числе для школьников. Ее авторы простыми словами рассказывают о современной эволюционной биологии, а также о том, что такое наука и почему представления креационистов нельзя считать научными. Популярная форма изложения неизбежно сопряжена с упрощением сложных понятий, поэтому книга не претендует на роль справочника по теории эволюции. Она предназначена лишь для первоначального знакомства с основами эволюционной биологии.

Креационисты нередко пытаются убедить людей в том, что в современной науке существуют принципиальные разногласия относительно биологической эволюции. Определенные разногласия действительно есть. Они есть в любой области науки, и для науки это нормально. Но сам факт эволюции уже давно перестал быть предметом научных споров. Не вызывает сомнений и существование ряда известных механизмов эволюции, в частности естественного отбора, открытие которого в середине XIX века и положило начало эволюционной теории. Мало кто из грамотных биологов сомневается в том, что известные на сегодня механизмы существуют и играют в эволюции большую роль. Основы эволюционной биологии вовсе не являются объектом серьезных научных разногласий.

Очень важно, что книга «Происхождение жизни: наука и вера» призывает к примирению религиозных людей с наукой. Среди ученых, в том числе и биологов, есть как атеисты и агностики, так и люди глубоко верующие. В свою очередь, многие верующие, в том числе богословы, принимают выводы эволюционной биологии и не считают их противоречащими своей вере.

И многие ученые, и многие богословы считают, что наука и религия вовсе не обречены на конфликт, поскольку их предметы лежат в разных областях. Естественные науки изучают природные объекты и только их. Научный метод не позволяет изучать сверхъестественное. Поэтому в рамках науки, к примеру, нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога (равно как и множество других принципиально непроверяемых идей). Религия же обращена именно к внеприродным сферам, а явления природы интересны в рамках религии лишь постольку, поскольку в них можно усмотреть проявления сверхъестественных, трансцендентных планов бытия.

К сожалению, отношения науки и религии не так безоблачны, как многим из нас хотелось бы. По-видимому, это связано прежде всего с тем, что научные данные бывает очень непросто соотнести со священными текстами об истории сотворения мира, жизни и человека. Как, например, примирить религиозное представление о том, что смерть пришла в мир в результате грехопадения первого человека, с палеонтологическими свидетельствами об организмах, вымерших задолго до появления людей? Но важно помнить, что Библия и другие священные книги — это не труды по естествознанию. В отличие от научных статей, они не всегда предполагают буквальное прочтение. В некоторых случаях буквальное прочтение просто невозможно, потому что описания одних и тех же событий в разных частях Библии (в том числе в разных главах Книги Бытия) различаются во многих деталях. Перед богословами стоит много непростых задач, касающихся трактовки священных текстов и согласования религиозных представлений с научными знаниями.

Осмыслению эволюционной проблематики с позиций православного вероучения посвящены труды протоиерея Александра Меня, протоиерея Глеба Каледы, священника Антония Лакирева, диакона Андрея Кураева и некоторых других авторов. Эти богословы относятся к науке с уважением и стремятся примирить с ней религию. Креационисты идут по другому пути. Вместо серьезной богословской интерпретации научных данных они призывают отвергнуть эти данные, объявив их плодами обмана и заблуждений.

Но идти против науки в наши дни, когда ее достижения проникают во все сферы жизни, довольно сложно. Стоит ли отвергать научные знания на том основании, что они кажутся противоречащими религии? История знает немало примеров достижений науки, которые когда-то казались противоречащими религии, но сегодня признаны почти всеми богословами. Когда-то считалось, что рай находится на облаках, а ад — глубоко под землей. Представление о вращении Земли вокруг Солнца когда-то казалось богохульством, противоречащим библейскому свидетельству о том, что Солнце было сотворено позже Земли и что оно однажды (во время битвы, описанной в Книге Иисуса Навина) остановилось на небе. Благодаря достижениям науки, которые стали всеобщим достоянием, в наши дни уже мало кто утверждает, что рай находится на облаках и что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Но едва ли эти примеры должны давать верующему человеку повод для огорчений, ведь научные открытия делаются с помощью разума, который, как учит религия, дарован человеку Богом.

Книга «Происхождение жизни: наука и вера» была написана для американской аудитории, но она, безусловно, будет полезна и для читателей из России и других стран, где знают русский язык.

Противостояние креационистов и эволюционистов в России, особенно споры о преподавании теории эволюции в школе, отчасти напоминает ситуацию в Соединенных Штатах. Показателен первый и пока единственный в России судебный процесс о преподавании эволюции в школе — недавнее дело по иску к Министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга против «безальтернативного навязывания теории Дарвина» в школьном курсе биологии. Этот процесс, как и ряд подобных процессов в США, завершился победой сторонников научного подхода. Суд, в соответствии с Конституцией, провозглашающей светский характер нашего государства, отказал в удовлетворении иска. Однако истцы и их сторонники привлекли к себе всеобщее внимание и тем самым поспособствовали популяризации идей креационизма в нашей стране. Чтобы эти идеи не вводили людей в заблуждение, и нужны книги, подобный той, которую вы держите в руках.

Адекватное восприятие теории эволюции в современной России во многом затруднено тем ореолом, который был создан в советское время вокруг Дарвина, основателя эволюционной биологии. Из-за того что советские идеологи включили Дарвина в свой пантеон, его имя и труды стали ассоциироваться с марксистско-ленинской идеологией советских времен и с насаждаемым советским государством атеизмом. Поэтому сегодня очень важно отделять теорию эволюции, начало которой было положено Дарвином, от того идеологического шлейфа, который тянется за ней в массовом сознании. Дарвин (в отличие, например, от Маркса) не был общественным деятелем, и его главные труды посвящены не политике и не религии, а естествознанию. Ни Дарвин, ни современная эволюционная теория нисколько не виноваты в том, что советские идеологи, вслед за классиками марксизма-ленинизма, включили учение Дарвина в каноны своей идеологии.

Большинство креационистов в России — православные христиане. При этом Русская православная церковь сегодня не имеет официальной позиции по вопросу об эволюции. Среди православных христиан, в том числе священнослужителей, много креационистов, но немало и эволюционистов. И наоборот, среди ученых, которые внесли свой вклад в развитие эволюционной теории, были и есть православные христиане. В частности, православие исповедовал и упомянутый выше Ф. Г. Добржанский. В свою очередь, его ученик Франсиско Айала, возглавивший авторский коллектив книги «Происхождение жизни: наука и вера», исповедует католицизм и даже имеет богословское образование.

Креационисты есть не только среди христиан, но и среди приверженцев ислама, иудаизма, индуизма и многих других религий. Часто это очень разные варианты креационизма, ведь даже представление о едином Боге-Создателе есть не во всех религиях. Священные тексты по-разному описывают историю сотворения или возникновения мира и человека. Однако наука на всех одна. Как примирить научные данные с религиозными убеждениями — непростой вопрос, на который нет единственного устраивающего всех ответа. Но ответ на него должны искать богословы — и должен искать лично для себя каждый верующий. Дело ученых и работников светской системы образования — способствовать тому, чтобы наука развивалась, а ее достижения становились всеобщим достоянием.

Быть может, когда-нибудь споры креационистов с эволюционистами уйдут в прошлое, и представления о том, что возраст Земли составляет несколько тысяч лет или что естественный отбор не может быть причиной эволюционных изменений, будут восприниматься как исторические диковинки вроде воззрения, что Земля плоская и лежит на трех китах. Но для этого нужно добиться намного лучшего знакомства всех и каждого с достижениями науки. Мы надеемся, что издание в России книги «Происхождение жизни: наука и вера» поможет этому большому и непростому делу.

· П. Н. Петров, кандидат биологических наук, переводчик книги

· А. В. Марков, доктор биологических наук

· А. А. Оскольский, кандидат биологических наук

· Н. М. Борисов, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук

· А. М. Гиляров, доктор биологических наук, профессор

· К. Ю. Еськов, кандидат биологических наук

· А. Ю. Журавлев, доктор биологических наук

· А. Б. Шипунов, кандидат биологических наук


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: