Тонкое тело

Внутри тонкого тела существуют многочисленные каналы (нади), по которым в теле циркулирует жизненная энергия. Из основания спинного мозга на тазовое сплетение (abxapa-чакру) выходят 72 000 тонких каналов, распространяющихся по телу наподобие жилок капилляров в листе фикуса. Из них особо важные каналы: 10 — поддерживают части тела, находящиеся выше пупка; 10 — питают части тела ниже пупка и по два канала ответвляются на каждую сторону тела. Десяти из 24-х важных каналов уделяется особое предпочтение. Их названия такие: 1) ида; 2) питала; 3) сушумна; 4) гандхари; 5) хастиджихва; 6) пуша; 7) яшасвини; 8) аламбуша; 9) куху, 10) шанкхини.

Эти десять нади берут начало в тазовом нервном сплетении и заканчиваются в соответствующих частях тела. Ида заканчивается в левой ноздре, питала — в правой, сушумна заканчивается в отверстии в центре головного черепа. Гандхари заканчивается в левом глазу, хастиджихва — в правом глазу, пуша — в правом ухе, яшасвини — в левом ухе, аламбуша — во рту, куху — в гениталиях, шанкхини — в анусе.

По десяти тонким каналам протекают потоки живительной энергии, циркулирующие по всему телу. Пять из них принадлежат тонкому телу и называются прана, апана, удана, самана, вьяна. Прана циркулирует в области сердца, апана — в области ануса, самана — в области пупка, удана — в горле, вьяна охватывает все тело.

Живительными энергиями внешнего тела являются:

1) нагд (извержение ругательств, рвота, активность сознания);

2) курма — канал зрения (поднимание и опускание век);

3) крикала — канал вкуса (корень языка, чихание, жажда и выделение желудочного сока); 4) девадатта — зевота;

5) дхананджая — для распределения питания по тонкому телу.

Последняя охватывает полностью все тело и остается в большей части тела длительное время после смерти.

Тремя наиболее важными каналами тонкого тела являются ида, питала и сушумна. Иду часто называют лунным (шакти) энергетическим каналом. Он располагается слева и управляет всеми каналами в левой части тела. Пингала называется солнечным каналом, является символом пуруши и управляет каналами в правой стороне тела.

Выражаясь языком современной физиологии, левая часть тела находится под управлением правого полушария мозга, которое отвечает за артистизм, невербальные аспекты человеческого общения. Правая половина тела контролируется левым полушарием, которое отвечает за логику, язык, лингвистические способности человеческого общества.

Третий важный канал — сушумна. Он соединяет центр отверстия черепа с мозговым нервным сплетением и называется меруданда (ось человеческого тела). Сушумна представляет собой равновесие между двумя противоположностями: правым и левым, солнцем и луной, пурушей и пракрити, сознанием и энергией.

Как физическое тело нуждается в очищении и в упражнениях для поддержания здоровья, так и тонкое тело и каналы нуждаются в частом очищении. Очищение каналов называется нади-шодхана и может производиться как физически, так и ментально. Физические методы включают шесть йогических крий, которым должны учить йога-гуру. Эти крии: 1) капала-бхати — стимулирует мозг, с брюшным и диафрагмальным дыханием; 2) нети — очищение носовых пазух веревкой, молоком и т.д.; 3) дхаути — очищение кишечного тракта; 4) наули — контроль мышц живота; 5) тратака — концентрирование взгляда на пламени для очищения глазных каналов; 6) бхастрика3 — быстрое дыхание или гипервентиляция.

Ментальных методов очищения нади много. Наиболее важный и распространенный метод включает мантры, медитации, пранаямы. Для этого надо сесть в падмасану или в сиддхасану и медитировать с мантрой воздуха «ИАМ». В это время представлять цветной дым и полумесяц. Вдыхая через левую ноздрю повторить 6 раз «ИАМ». Задержать дыхание, повторить «ИАМ» 24 раза. Затем медленно выдохнуть, повторить мантру 12 раз. После этого вдохнуть через правую ноздрю, повторяя 6 раз мантру огня «РАМ», которая красная по цвету, и представлять горящий треугольник. Задержать дыхание, повторить мантру 24 раза и затем выдохнуть, повторяя мантру 12 раз. Концентрировать взгляд на корне носа все это время. Это упражнение необходимо проделать около 10 циклов, увеличивая постепенно по рекомендации гуру.

Вдоль центрального канала сушумны выстроены шесть основных чакр (см. рисунок на стр. 22), которые можно обнаружить путем определенных действий через самонаблюдение (дхьяну). Нижняя чакра расположена в основании позвоночника, примерно между анусом и гениталиями.

3 По другой версии басти, т.е. клизма.

Она называется муладхара («коренное основание») и иденифицируется с тазовым нервным сплетением. Ее форма — четырехлепестковый красный лотос с желтой серединой. На 4-х лепестках лотоса «начертаны» золотые буквы (матрика) (ВАМ), (ШАМ), (ШАМ) и (САМ)санскритского алфавита. Внутри середины лотоса находится перевернутый треугольник — символ йони (женского полового органа), внутри которого расположен лингам (фаллос). Вокруг лингама обвивается змея — символ дремлющей духовной силы, известной как кундалини.

Важнейшей функцией человека как «животного» является принятие пищи и удаление экскрементов. Муладхара-чакра, находящаяся у основания питающего канала, представляет основную функцию человеческого организма, связанную с пищеварением и выделением.

Возле гениталий находится вторая тонкая чакра, известная как свадхиштхана («местопребывание себя»). Эта чакра изображается в форме ярко-красного лотоса с шестью лепестками, на каждом из которых «начертаны» следующие санскритские буквы (БАМ), (БХАМ), (МАМ), (НАМ), (РАМ) и (ЛАМ). Центральная часть этого лотоса — серебристо-белого цвета с маленьким полумесяцем внутри. Свадхиштхана-чакра отвечает за такие важные функции, как слюноотделение во время еды, сексуальное удовлетворение и произведение на свет потомства.

На уровне пупка расположена манипура («драгоценный город»), изображаемая как лотос с десятью голубыми лепестками, на каждом из которых находится по одной санскритской букве: (ДАМ), (ДХАМ), (НАМ), (ТАМ), (ТХАМ), (ДАМ), (ДХАМ), (НАМ), (ПАМ) и (ПХАМ). Внутри лотоса находится красный треугольник с обращенной вверх вершиной. Эта чакра — местонахождение жизненной энергии, известной как самана. Помимо этого манипура-чакра представляет энергию эго (ахамкары). Люди, что преодолели привязанность к пище и сексу, обычно останавливаются в этом центре эго. Политики и другие люди, которые жаждут власти и высокого положения в общественной жизни, обычно энергетически центрированы в манипура-чакре.

Анахата («невибрирующая»)-чякра находится в области сердца и является «домом» жизненной энергии, известной как прана. Эта чакра имеет 12 красных (по другим мнениям — зеленых) лепестков, на которых начертаны следующие санскритские буквы: , анахата-чакры украшен двойным треугольником: один из них верхушкой повернут вверх - символ линги; другой — верхушкой вниз — символ йони. Около анахата-чакры находится небольшая чакраманас-чакра, где находится ум (манас) на золоченом пьедестале, украшенном бриллиантами. Анахата является центром, где основная физическая энергия человека трансформируется в духовную. Это центр сострадания (каруны) и любви (премы). Этот центр расцветает лишь тогда, когда человек поднимается над физическими и эгоистическими страстями. Анахата называется местом души - атмана. В соответствии с некоторыми йогическими традициями, высший ум, который не полностью поглощен физической материей, пребывает над или около центра сострадания. Чакра называется анахатой потому, что, когда энергия концентрируется здесь, мы слышим безмолвный внутренний голос. Внутренний голос анахаты является целью со'хам-садханы.

Вишуддха («чистая») находится в области горла и представлена в виде лотоса пурпурного цвета с 16-ю лепестками, на каждом из которых одна из гласных санскритского алфавита:

В центре находится большой синий серп луны. Вишуддха-чакра является местом жизненной энергии удана. Центр вишуддха — это место, где можно достичь первых проблесков настоящего духовного транса — самадхи. Здесь можно проработать все психологические желания и очистить энергию, поэтому этот центр называется вишуддха («чистый»).

Между бровями в месте третьего глаза Шивы находится аджня («знание») -чакра в форме большого лотоса с 2-мя лепестками. На одном лепестке начертана на другом — В центре лотоса находится белый перевернутый треугольник — йони, внутри которого находится линга под названием итара («другой»). Линга в аджня-чакре называется итара, чтобы отличить его от линги в низшей муладхара-чакре. Линга в муладхаре заключает в себе все животные желания. Здесь, в аджня-чакре, итара-линга отвечает за трансформацию животной энергии в духовную. Итара-линга и перевернутый белый треугольник символизируют союз противоположностей Шивы и Парвати, сознания (пуруши) и энергии (пракрити) в форме Ардханаришвары (двуполой фигуры Шакти-Шивы).

Выше аджня-чакры находится сахасрара-падма, тысяче-лепестковый лотос, который обрамляет головной череп и выходит выше в Космос. Это центр счастья (блаженства), абсолютной радости. На лепестках этого лотоса — все возможные звуки (50x20) санскритского алфавита. В центре находятся Шива и Парвати в едином союзе. Это конечная цель пути энергии кундалини. Символ союза Шивы и Парвати имеет большое значение. В центре аджня представлены противоположности как двуполое существо. Это означает, что при открытии глаза мудрости в центре аджня, сексуальная энергия полностью трансформируется в духовную, но выше аджня-чакры, когда достигнуто высочайшее блаженство с открытием тысячелепесткового лотоса, сексуальность может восстановиться сама. Чтобы это яснее выразить, Шива и Шакти как бы отбросили свою сексуальную принадлежность. Они стали единым существом, у которого левая половина — Шакти, а правая — Шива. Но после достижения блаженства в сахасраре Шива и Парвати вновь обрели свою индивидуальную сексуальность и показаны в сексуальном союзе. Если человеческое тело сравнить с космическим телом Бога Шивы, которое представляет собой порядок планет, звезд и космического пространства, то 7 чакр можно назвать уровнями существования или мирами соответственно.

1-й мир — мир материальных и физических сил, управляется естественными законами. Он называется джада-лока и представлен муладхара-чакрой.

2-й мир — область жизни и жизненной энергии, которой управляют биологические законы. Это прана-лока, соотносимая со свадхиштхана-чакрой.

3-й мир — манас-лока, мир ментальной энергии или силы, которая находится выше материи и жизни и управляется тонкими ментальными законами. Соотносится с манипура-чакрой.

4-й мир — область интеллекта, буддхи-лока. Это область управления умом и представлена центром анахата.

5-й мир — находится еще выше по сравнению с интеллектом. Он известен как область сознания и называется дхарма-лока. Соотносится с вишуддха-чакрой. В едином Космическом Теле дхарма-лока управляет процессом тонкого эволюционного развития.

6-й мир — мир чистой божественной красоты. Он известен как раса-лока, где Шива становится возлюбленным Парвати. К этому миру относится аджня-чакра, центр мудрости.

7-й мир — высший мир, ананда-лока, чистое блаженство и счастье. Это состояние чистого блаженного человеческого тела представлено тысячелепестковым лотосом. Энергия кундалини, скрытая у основания спинного ствола, может быть пробуждена йогическими техниками с нервно-мышечными замками (бандхами). Разбуженная сила кундалини поднимается через 6 чакр тонкого тела и останавливается в сахасраре, чтобы даровать абсолютное блаженство духовному ученику.

Первый нервно-мускульный замок называется уддияна-бандха. Производится полный выдох воздуха через рот, затем грудная клетка расширяется, мускулы живота втягиваются так, чтобы они касались спинного позвонка. Другой замок — джаландхара-бандха. Чтобы его выполнить, сначала надо выдохнуть через нос, затем прижать подбородок к грудной впадине так сильно, чтобы остановить воздух. Третий замок - мула-бандха. Чтобы выполнить его, надо сесть в падмасану и прижать левой пяткой область промежности, закрыть правой пяткой половые органы и сжать анус.

Существует много поз (мудр), которые активизируют соматические (телесные) электрохимические силы и энергии для пробуждения кундалини. Трудно обучать по книге, и поэтому большинство мудр не описаны здесь. Описана только одна излюбленная мудраашвини-мудра («похожая на лошадь»). Чтобы выполнить ее, надо задержать дыхание, втянуть задний проход от 10 до 13 раз, которые можно использовать. Каждое напряжение продолжается 10 секунд. Эта мудра быстро пробуждает кундалини, но предупреждаем: бандхи и мудры необходимо выполнять только в присутствии йога-гуру. Если не соблюдается это требование, то они могут быть просто опасны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: