Чистая монополия. Определение цены и объема производства

В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Сталкиваясь с совокупным рыночным спросом, производитель осознает: чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 2.34).

В рассмотренном случае предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней предельной выручки не совпадают, причем
MR < AR. Монополист максимизирует свою прибыль при MR = МС, но MR < Р в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.

Какой же объем производства обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль? На. рис. 2.35 представлен этот объем производства Q1.


Рис 2.34 Рис 2.35.

Кривые MR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. Объему выпуска Q1., соответствует точка К на кривой спроса и цена спроса Р1

Однако гипотеза нулевой прибыли для отрасли с совершенной конкуренцией, рассмотренная выше, неприменима для монополиста, который как в коротком, так и в длинном периоде может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Главная причина образования прибыли — возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.

Анализ приведенных графиков показывает, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно два параметра: объем выпуска и цену (фирма может учитывать вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном). Фирма-монополист может производить меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и снизить цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: