Классификации дизартрий

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Дизартрия. Причины дизартрии.

2. Классификации дизартрий.

3. Библиографический список.

Дизартрия. Причины дизартрии.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата: расстройствами артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

В настоящее время частота перинатальной патологии значительно возросла: неврологическая патология при рождении составляет от 83 до 92 %.

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных экзогенных (внешних) факторов:

1. преднатальных (во внутриутробном периоде развития),

2. натальных (во время родов),

3. постнатальных (после рождения).

Наиболее неблагоприятными для мозга являются: асфиксия, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственные заболевания.

Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии; отмечена взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры. Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств.

По локализации различают поражения:

периферического двигательного нейрона центрального двигательного нейрона
приводящие к развитию периферического паралича, для которого характерно: 1. снижение вплоть до исчезновения соответствующих рефлексов, 2. понижение мышечного тонуса, 3. нарушение иннервации мышц, приводящее впоследствии к её атрофии, 4. нарушения как произвольных, так и непроизвольных движений, 5. обширные нарушения артикуляционной моторики. Приводящие к развитию центрального паралича (при поражениях двигательной коры головного мозга, ствола головного мозга, спинного мозга, пирамидного пути), для которого характерно: 1. мышечная гипертония, гиперрефлексия, 2. появление патологических рефлексов и синкинезий, 3. нарушаются, в основном, произвольные движения, 4. нарушения тонких дифференцированных движений.

Классификации дизартрий.

Выделяются три основные классификации:

1. по принципу локализации мозгового поражения О.В. Правдиной:

корковая дизартрия расстройства речи связаны с очаговым поражением коры головного мозга псевдобульбар- ная дизартрия- при двусторон- нем поражении двигательных корково-ядерных путей   1. Центральный парез речевой мус- кулатуры. 2. Усиление глоточ ного и нёбного ре- флексов, возможно сохранение рефлек сов орального авто матизма. 3. Синкинезии. 4. Язык напряжён и оттянут кзади, его спинка закруг- лена и закрывает вход в глотку, кон- чик языка не выражен. 5. Произвольные движения языка затруднены, реф- лекторные автома- тические сохранны 6. Нарушено произ ношение наиболее сложных и диффе- ренцированных звуков:Р,Л,Ш,Ж, Ц,Ч.При паретиче ской форме страда ет произношение смычных губных звуков: П,Б,М, язычно-альвеоляр- ных. 7. Искажено произ ношение гласных звуков. 8. Часто саливация 9. Назальный оттенок. 10. Речь медленная афоничная, затуха- ющая, плохо моду- лированная. 11. Нарушения ды- хания. 12. Гипомимия и анимия лица. 13. Может быть оз вончение или оглу шение согласных. Бульбар-ная диз артрия –при пора- жении ядер, ко-решков или пе- рифери- ческих отделов 7,9,10 и 12 череп но-мозго вых нер- вов.   1. Пери- феричес- кий парез речевой мускула- туры. 2. Нару- шено про изноше- ние губных звуков. 3. Смыч- ные согла сные при ближаются к щеле вым, пере днеязыч- ные – к единому глухому плоскоще левому звуку. 4. Звон- кие сог- ласные ог лушают- ся. 5. Нару- шены про изволь- ные и не- произво- льные движения   экстрапирамид-ная дизартрия 1. Нарушение быст- роты, точности и дифференцирован- ности движений. 2. Нарушена регуля- ция мышечного тону са, последователь- ность, сила и двига- тельность мышечных сокращений. 3. Трудности в сохра нении и ощущении артикуляционной по- зы. 4. Насильственные движения. 5. Язык собран в ко- мок подтянут к корню, резко напря- жён. 6. Речь отсутствует или смазанная, нев- нятная, резко нарушена просодика, монотонна, однооб- разна, немодулиро- ванна. 7. Назальность. 8. Наблюдается зату- хание голоса, пере- ходящее в неясное бормотание. 9. Нарушения звукопроизношения нестабильны и неоднотипны. 10. Нередко наруше- ние слуха по типу нейросенсорной туго ухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.     моз-жечко-вая диз-артрия - пора- жён моз жечок и его связи с др отде- лами цнс, а также лобно- мозжеч- ковых путей.   1. Речь за медлен- ная, толч- кообраз- ная, скан- дирован- ная, с на- рушен- ной модуля- цией уда рений, затухани- ем голоса к концу фразы. 2. Язык тонкий, расплас- танный в полости рта, его подвиж- ность ог- раничена, движения неточны, темп заме длен. 3. Жева- ние ослаб ленно, ми мика вя- лая. 4. Назали зация. 5. Тремор языка.    
1 вариант 2 вариант 3 вариант
обусловлен односторонним или двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины, при котором возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка), что приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. 1. Нарушается произношение переднеязычных звуков., в первую очередь тех, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка: Ш,Ж,Р.При тяжёлых формах дизартрии они отсутствуют, при более лёгких – заменяются другими согласными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу: С, З, Т,Д,Н. 2. Затруднено произнесение согласных, образующихся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами: Л. 3. Может нарушаться произношение согласных по способу их образования: смычных, щелевых, дрожащих. 4. Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка. В более лёгких случаях нарушается темп и плавность этих движений. обусловлен односторон-ним пора- жением ко- ры доми нантного (обычно ле- вого) полу- шария в нижних постцент- ральных от- делах кор, что приво- дит к недос- таточности кинестети- ческого праксиса. 1. Страдает произноше- ние соглас- ных звуков, особенно шипящих и аффрикатов 2. Наруше- ния артику- ляции не- постоянны и неодно- значны. 3. Темп ре- чи замед- лен, плав- ность нару- шена. 4. Труднос- ти ощуще- ния и вос- произведе- ния опреде- лённых ар- тикуляци- оных укла- дов. 5. Недоста- точность лицевого гнозиса.   при односто- ронних пора- жениях коры доминантного полушария в нижних отде- лах премотор- ных областей, что приводит к недостаточ- ности динами- ческого кине- тического праксиса. 1. Затруднено произнесение сложных аф- фрикатов, ко- торые могут распадаться на составные части. 2. Замены ще- левых звуков на смычные (З-Д). 3. Пропуски звуков в стече ниях соглас- ных, иногда с избиратель- ным оглуше- нием звонких смычных сог- ласных. 4. Речь замед- лена, напря- жена. 5. Трудности при воспроиз- ведении серии последователь ных движений по инструк- ции.
корковая псевдобульбарная бульбарная экстрапирамидная мозжечковая
Основные признаки
Более изолированные нарушения произношения отдельных звуков; отсутствие саливации и нарушений голосообразования Повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре; ограничение движений губ, языка, мягкого нёба; саливация; нарушения дыхания, жевания, иногда глотания; речь смазанная, малопонятная; голос глухой, немодулированный. Нарушения глотания (попёрхивания при еде, попадание пищевых масс в нос); голос глухой, назализованный; речь смазанная, малопонятная; ограничена подвижность мягкого нёба и голосовых связок; отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы; выражена атрофия мышц языка и глотки. Непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые складки, губы то резко напряжены, то расслаблены); выраженные нарушения модуляции, выразительности и темпа речи. Выраженная асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи; речь носит замедленный, толчкообразный характер; нарушена модуляция; отсутствует правильная расстановка ударений; наблюдается затухание голоса к концу произношения фразы.
                     

2. по синдромологическому подходу И.И. Панченко:

Врач определяет ведущий неврологический синдром:

1) спастический порез (синдром пишут, когда отмечаются любые нарушения тонуса),

2) тонические нарушения управления речевой деятельностью по типу ригидности (максимальное увеличение тонуса),

3) гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения),

4) атаксия – нарушение координации движений (несоразмерность движений),

5) апраксия (ребёнок не может выбрать пространственно-артикуляционную позу).

Исходя из ведущего синдрома и выделяют формы дизартрии:

форма дизартрии спастико-паре- тическая дизар- трия спастико-ригидная дизартрия гиперкинетическая дизартрия атактическая дизартрия
характер нарушения мышечного тонуса спастичность, реже -гипотония спастичность мышц и ригидность (максимальное резкое увеличение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре, усиливающееся под влиянием раздражителей) дистония, реже гипотония (большая). Тонус зависит от внешних влияний, эмоционального состояния, произвольных движений гипотония
наличие непроизвол- ьных насильствен- ных движений, синкинезий синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения) гиперкинезы языка, лица, шеи в покое, усиливаются при произносительных попытках. Синкинезии тремор языка (при целенаправ- ленных движениях
нарушения артикуляцион- ной моторики, артикуляцион- ного праксиса, мимики снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз; переключение от одной артикуляции к другой. Гипомимия лица. объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение с удлинённым латентным периодом (до нескольких минут. При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешанная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное) объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и ощущения артикуляционной позы и при переключении от одной артикуляции к другой, то есть страдает автоматизация артикуляционных движений дисметрия (несоразмер- ность) артикуляционных движений; чаще- гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов. Мимика вялая.
  спастико-паретическая спастико-ригидная гиперкинетическая Атактическая
состояние акта приёма пищи (жевание, глотание) акт приёма пищи замедлен, но координирован грубо нарушены жевание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием, глотанием процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы жевание ослаблено
разборчивость речи, нарушения звукопроизно-шения разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены чёткого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих розборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены чёткого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих. разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порой малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков непостоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры) разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки
нарушения дыхания нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий) тяжёлые нарушения дыхания тяжёлые нарушения дыхания асинергия – асинхронность дыхания, голосообразова-ния и артикуляции
нарушения голоса голос недостаточной силы и звонкости (тихий, слабый, истощающийся, глуховатый). Может быть назализация голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация. голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком
нарушения просодики снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации (голос маломодулированный, монотонный) модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый мелодико-интонационная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (монотонность) Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм скандированный. Темп замедленный.
вегетативные расстройства гиперсаливация гиперсаливация гиперсаливации при «чистом» гиперкинетическом синдроме нет может быть гиперсаливация
ведущий синдром спастический парез спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности гиперкинез атаксия
форма ДЦП спастическая диплегия, гемипарез двойная гемиплегия гиперкинетическия форма ДЦП атонически-астатическая форма ДЦП

3. по степени разборчивости для окружающих Ж. Тардье:

1 степень 2 степень 3 степень 4 степень
нарушения звукопроизношения выделяются только специалистом, остальные их не слышат нарушения звукопроизношения заметны каждому, но речь для окружающих понятна речь понятна только близким людям речь непонятна даже близким людям

Особенностью дизартрий является их смешанный характер, частое сочетание различных вариантов дизартрий у одного и того же ребёнка. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждения нередко имеют распространённый характер, и с тем, поражение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других. Поэтому дизартрические расстройства речи у детей нередко сочетаются с задержкой речевого развития, с алалическими проявлениями, недоразвитием слуховой системы и приводят к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушению письма и чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: