Сферы психики и поведения, подлежащие психокоррекции.
I. Сфера интеллектуального осознания (когнитивная, познавательная сфера).
Клиент может и должен, в идеале, осознать: мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций; неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов; связь между различными психогенными факторами и соматическими расстройствами; меру своего участия в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций; глубокие причины своих переживаний и способы реагирования, а также условия формирования своей системы отношений.
II. Эмоциональная сфера (эмоции, чувства и аффекты).
В индивидуальной психокоррекции психолог имеет дело как с проявляющимися в данный момент эмоциями клиента, так и с его эмоциональной памятью. Поэтому задачи психокоррекционной трансформации эмоциональной сферы в определённой степени также связаны с осознанием. Благодаря процессу психокоррекционной работы психолога с эмоционально-личностной сферой клиента, он может и должен, в идеальном результате, «ощутить» и «прочувствовать»:
|
|
1. получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению психологических защитных механизмов;
2. научиться понимать (осознавать) и вербализовывать (проговаривать) свои чувства;
3. испытывать (начать испытывать) более искренние чувства к самому себе (эмоциональный компонент самооценки) и раскрыть свои проблемы наряду с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми человеком от самого себя в силу самообмана);
4. модифицировать в формы положительных рекаций свой(и) отрицательный(е) способ(ы) переживаний, негативный(е) способ(ы) эмоционального реагирования.