“ Иностранный элемент ” может присутствовать в деликтном отношении во всех трех качествах:
· в виде субъекта (когда иностранный гражданин является причинителем вреда);
· объекта (вред причинен транспортному средству, зарегистрированному в иностранном государстве);
· юр факта (правонарушение совершено на территории иностранного государства).
Статья 1220 ГК РФ устанавливает: " На основании права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются, в частности:
1. способность лица нести ответственность за причиненный вред;
2. возложение ответственности за вред на лицо, не являющееся причинителем вреда;
3. основания ответственности;
4. основания ограничения отв-ти и освобождения от нее;
5. способы возмещения вреда;
6. объем и размер возмещения вреда".
При рассмотрении деликтных споров коллизионная проблема может возникнуть при решении различного рода вопросов:
· •определении оснований возникновения вреда;
· •квалификации деяния как деликта;
|
|
· •установление деликтоспособности субъектов;
· •определении размера и порядка возмещения ущерба.
Во многих международных конвенциях (Минская 93, Кишеневская 2002, Киевское соглашение 1992) в отношении деликтных обязательств закрепляется классический коллизионный принцип (закон места совершения), дополняемый принципами:
· •законом места жительства (или гражданства) потерпевшего;
· •законом места наступления неблагоприятных последствий, причиненных в результате деликта;
· •законом государства, с которым связаны обе стороны деликтных отношений;
· •законом суда.
В области деликтных отношений принято достаточно много международных конвенций, основная масса которых посвящена регулированию деликтных отношений при осуществлении международных перевозок, что обусловлено повышенным риском, связанным с авариями (Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Венская конвенция за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям 1971 г. и др.)
п. 3 ст. 1219 допускает возможность выбора применимого права самими сторонами деликтного правоотношения. Ограничения: только после совершения действия или наступления иного обстоятельства, повлекших причинения вреда и альтернативой в виде права страны суда.
В ст. 1222 содержится регулирование отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, которая подчиняет деликтный статут праву страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательств. К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место, а также стороны могут договориться о применении к данным обязательствам права страны суда (ст. 1223 ГК РФ).