И мотивы личности»

Общая характеристика потребностно-мотивационной психической сферы личности. Потребностно-мотивационная направленность личности. Потребностно-мотивационная иерархическая система личности. Имеет место потребностно-мотивационная направленность личности, образуемая потребностно-мотивационной иерархической системой личности.

Имеет место физиопсихический характер потребностей человека как источников его активности.

Научные концепции А. Маслоу, Г. Мюррея, Б. Скиннера, Х. Хекхаузена. Научные концепции Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Б.Н. Рыжова о потребностях и мотивах личности.

Потребностно-мотивационная иерархия по Абрахама Гарольда Маслоу. Доминирование витальной (vitas – жизнь (лат.)) мотивации по А.Г. Маслоу. Уровни потребностей и мотивации, согласно А. Маслоу (начиная с первого – базового уровня): 1) физиологические потребности (в воде и в пище, в выделении (потребности выделения), в отдыхе и в сне, в активности (инстинктивно-поведенческая активность), в сексе и в репродукции (размножении)); 2) потребности безопасности и защиты (самосохранение на биопсихическом уровне – физическая и психосоциальная безопасность); 3) потребности в принадлежности и любви (потребности в любви и принятии, эмоционально-интимно и психосоциально удовлетворяющиеся в семье (семьёй), реализующиеся в микросоциуме)); 4) потребности в уважении и самоуважении (психосоциальные потребности в признании, известности, славе, власти); 5) потребность в самоактуализации (потребность в социально-психологической, социально-профессиональной и творческой самореализации).

Добавление последователями А. Маслоу в потребностно-мотивационную «пирамиду» А. Маслоу познавательных и эстетических потребностей. Таким образом, получается, что познавательные потребности находятся на пятом уровне, а эстетические потребности располагаются на шестом уровне; в другом варианте познавательные и эстетические потребности совместно имеют место на шестом уровне. Потребности в самоактуализации всегда располагаются исследователями на верхнем, – седьмом или шестом уровне соответственно.

Подход Л.И. Божович. Как известно, Л.И. Божович считала ядром личности мотивацию, имеющую иерархическое (соподчинённое) строение. Л.И. Божович и её сотрудниками было выявлено то, что мотивационная система иерархически организована таким образом, что потребности и мотивы более высокого уровня актуализируются и развиваются при удовлетворении потребностей и мотивов более низкого уровня. Можно сказать, что это закон удовлетворения потребностей и реализации мотивов, предполагающийся и в концепции А. Маслоу, и в других иностранных концепциях. Однако, подлинно эмпирико-экспериментальной проверке анализируемые вопросы подверглись в отечественной психологии такими психологами как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Н. Рыжов и другими учёными.

По Лидии Ильиничне Божович, типология мотивов включает три группы иерархически действующих (от первого уровня к третьему) доминирующих мотивов: 1) мотивы собственного благополучия, стремление к самоутверждению и личным достижениям, определяющие личную направленность; 2) интересы общества и коллектива, определяющие коллективистическую направленность личности; 3) стремление к познанию, интерес к процессу выполнения деятельности и ориентация на достигаемый результат, определяющие деловую направленность личности.

Социальные мотивы личности по А.Н. Леонтьеву и Л.И. Божович. Общественный (общественно значимый), производственный (социально-профессиональный) характер социальных мотивов личности по А.Н. Леонтьеву. Определение Л.И. Божович понятия «личность»: «Личность – это иерархия мотивов», соподчинённость социально выраженных мотивов по Божович Л.И.

Социальная мотивация личности, в частности проявляющаяся, согласно А.И. Донцову, в определённой социально-психологической выраженности мотивационно-ценностнных характеристик группы (коллектива).

Два базовых класса мотивов: биологический и социальный, – по Б.Н. Рыжову.

Биологический тип мотивации, подчинённый цели развития вида «Homo sapiens», согласно Б.Н. Рыжову включает в себя четыре вида мотивов: 1) репродуктивная мотивация, обеспечивающая биологическое размножение человека; 2) охранительная мотивация, направленная на сохранение других членов сообщества, обеспечивающая выживание человеческого вида в целом; 3) витальная мотивация, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность человеческого организма и направленная на достижение необходимого баланса обменных процессов между организмом и средой обитания; 4) мотивация самосохранения, направленная на достижение индивидуальной устойчивости человека и его организма во взаимоотношениях со средой.

Социальный тип мотивации, подчинённый цели развития генеральной социальной системы – цивилизации, согласно Б.Н. Рыжову включает в себя четыре вида мотивов: 1) мотивация самоактуализации, стремление к репродукции своего «Я» за счет прямого или косвенного воздействия на других членов социума, проявляющееся на разных уровнях – от примитивного самоутверждения до раскрытия творческого потенциала личности; 2) мотивация, актуализирующая нравственный потенциал личности в соответствии с усвоенными нормами морали, принятыми в данном обществе; 3) познавательная мотивация, благодаря которой увеличивается объём знаний и умений, которыми владеет личность; 4) мотивация, актуализирующая защитный потенциал личности, сохраняющий и повышающий ее устойчивость при внешних взаимодействиях.

Системная концепция мотивации, созданная Б.Н. Рыжовым (см. Рис. 12 ниже).

Рис. 12. «Типология мотиваций, разработанная Б.Н. Рыжовым». [62]

В личности есть, как базовый физиопсихический фактор развития, потребностно-мотивационные основы активности личности, проявляющие себя в поведении и деятельности личности. «Формула» активности личности (АЛ) Д.А. Донцова: АЛ ≈ МД (мотивация на достижение успеха в деятельности): МН (мотивация на избегание неудач в деятельности).

Имеется физиопсихический характер потребностей человека как источников его активности. Потребность выражается в определённом качестве физиопсихического состояния индивида, создаваемого испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития.

Потребности проявляют себя как генеральная форма связи живых организмов с внешним миром и биологический источник их активности. Потребности выступают как внутренние сущностные силы организма, побуждающие его к существованию и жизнедеятельности. Потребности проявляются в роли «активатора» поведения человека, «задающего» пути осуществления качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Имеют место первичные биологические формы потребностей человека. Имеется гомеостатический характер биологических потребностей человека.

Потребности в качестве личностного активатора-регулятора поведения и социальной детерминанты деятельности людей. Специфика потребностей человека. Потребности как субъективное отражение человеческого состояния нужды в чём-либо. Детерминирование потребностями направленности мышления, чувств и воли личности. Цель всякой потребности по А.Н. Леонтьеву – предмет (ряд предметов) в котором(рых) потребность выражается, реализуется, опредмечивается (термин А.Н. Леонтьева) и удовлетворяется. Цель удовлетворения любой потребности – физиопсихическое состояние гомеостаза, испытываемое человеком тогда, когда потребность не актуализирована (удовлетворена). Потребности и деятельность. Цели деятельности (по А.Н. Леонтьеву) – как конкретизированные в реальных (в данных) условиях потребности человека. Социальные параметры потребностей человека. Социальные потребности в уважении, признании, известности. Общественный характер социальных потребностей личности. Высшие потребности человека. Познавательные и эстетические потребности. Самоактуализация (самореализация) как высшая потребность (концепция А. Маслоу).

Развитие человеческих потребностей через расширение и изменение круга их предметов (концепция А.Н. Леонтьева). Удовлетворение потребностей в поведении человека. Отражение и реализация потребностей во внешней и внутренней психической деятельности человека. Главное основание для выделения видов потребностей, – характер деятельности, к осуществлению которой потребности побуждают субъекта. Оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие потребности. Субстанциональные потребности, жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия субъекта с предметом потребности. Функциональные потребности, побуждающие к деятельности, главным содержанием, основным этапом которой является сам процесс деятельности.

Основополагающие виды потребностей. Научные критерии выделения видов потребностей. 1. По происхождению потребности: биогенные, психогенные, социогенные, эгоцентрические, социоцентрические. 2. По субъекту потребности: индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие. 3. По объекту потребности: материальные, духовные, интравертные, экстравертные. 4. По функции, функциональному предназначению потребности: первичные и вторичные, физического и социального существования, потребности нужды, сохранения и развития.

Потребности, сочетающие в себе черты материальных и духовных, эстетических и познавательных потребностей. Понятие актуализации потребности. Актуальные потребности в качестве «организатора» направленности познавательных процессов. Доминирование неудовлетворённых, нереализованных потребностей. Временный характер удовлетворения потребностей (необходимость регулярной реализации потребностей). Удовлетворённые потребности в качестве неактуальных (неактивных), не являющихся на данное время «мотиваторами» поведения, личностных факторов.

Побуждение, мотивация человека к деятельности неудовлетворёнными потребностями. Целенаправленный характер поведения человека в процессе удовлетворения (реализации) любой потребности. Направленность действий человека на уменьшение физиопсихического напряжения, которое возникает вследствие неудовлетворения потребностей. Субъективное переживание человеком потребностей в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений. Успешность реализации потребностей, испытываемая человеком в форме оценочных эмоций. Неосознаваемые и осознаваемые компоненты потребностей. Динамическая иерархия потребностей (А. Маслоу).

Влияние потребностей на мотивацию. Причинно-следственная связь потребностей и мотивации. Потребности в качестве базы мотивации и основы конкретных мотивационных процессов, зависящих от конкретных потребностей. Мотивация в качестве «производной» от потребностей. «Построение» мотивации на определенной, соответствующей ей, и детерминирующей, предопределяющей её направленность потребности. Мотивация как психическое средство удовлетворения потребностей. Воздействие мотивации на потребности. Взаимозависимость потребностей и мотивации выражающаяся в том, что в каждом данном случае, ведущая мотивация субъекта определяет пути реализации соответствующей потребности, отражает её силу и детерминирует степень её удовлетворения (по С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву и др.). Потребности как мотивационная основа деятельности личности.

Мотивация как функциональное действие потребностной сферы, образующее собою конкретные мотивы (по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и др.). Мотивация как «определитель» («направляющая») деятельности.

Конкретный мотив деятельности в качестве «реализатора» мотивации и в качестве психической формы, в которой конкретно (предметно) направленная мотивация выражается и проявляет себя. Конкретный («единичный») мотив деятельности в качестве того, как потребность может быть удовлетворена в данных (конкретных) условиях жизнедеятельности (А.Н. Леонтьев). Конкретный мотив как способ реализации т.н. общей мотивации и метод удовлетворения «её потребности» в заданной ситуации (имеющихся условиях) жизни и деятельности личности. Мотив как «опредмеченная» потребность (А.Н. Леонтьев). Взаимосвязь потребностей и мотивации через цели деятельности. «Уровень» (сила) мотивации, при котором деятельность выполняется наиболее успешно (эффективно), – оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона (закон оптимума мотивации). Взаимосвязь силы (степени выраженности) мотивации и эффективности (продуктивности) деятельности. «Частные» мотивы, задающие конкретные цели деятельности личности. «Смещение мотива деятельности на её цель» (А.Н. Леонтьев). Мотивация в качестве всей совокупности мотивов, побуждающих личность к достижению целей. Система (иерархия, ядро) мотивов как структурное выражение потребностно-мотивационной сферы личности (Л.И. Божович). Личность как иерархия (система, ядро) мотивов (Л.И. Божович). Большая функциональная («деятельностная») подвижность системы мотивов по сравнению с системой потребностей, составляющей сущность системы мотивов.

Мотивация как побуждения, вызывающие активность организма и психики и определяющие её направленность. Мотивация в качестве неосознаваемых (З. Фрейд и др.) и/или осознаваемых (С.Л. Рубинштейн и др.) психических факторов, побуждающих индивида к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели. Отличия мотивации от мотивировки. Мотивировка в качестве объяснения (оправдания) человеком целесообразности и необходимости своих действий. «Трехзвенное строение» мотивации, включающее: 1) активно-действенную, 2) потенциальную и 3) т.н. экстремальную зоны (по В.Г. Асееву). Соотношения актуальной и потенциальной зон мотивации в качестве детерминанты деятельности и поведения личности. «Включённость» в мотивацию познавательных процессов. Целостно-динамическая теория мотивации А.Г. Маслоу.

Мотив как понятие. Мотив как внутренний «побудитель» деятельности, придающий ей личностный смысл. Повышение эффективности деятельности личности связанное, прежде всего, с развитием её социально ценных мотивов. Изменение и усложнение психической мотивационной деятельности личности в процессе личностного развития. Развивающиеся мотивы как «активизатор» личности к постановке всё более значимых целей. Процесс реализации духовных потребностей личности осуществляемый посредством достижения мотивационно значимых целей. Динамические мотивационные процессы, в которых рождаются и развиваются, или регрессируют, цели и мотивы личности. Мотивы и цели (А.Н. Леонтьев и др.). «Определение» мотивами целей деятельности. Процесс «целеполагания». Взаимосоотношение в этом процессе мотивов и целей личности.

Мотивационная направленность личности в узком смысле. Общественные, ситуативные, познавательные, профессиональные, узколичные виды доминирующих мотивов. Зависимость продуктивности деятельности личности от того, какой из видов мотивов занимает ведущее место в её деятельности. Взаимозависимость ситуативных мотивов, непосредственно побуждающих личность к конкретным действиям, с т.н. «мотивами прошлого, настоящего и будущего». Простые (т.н. прямые) или ситуативные мотивы и сложные мотивы, которые задают направления деятельности. Побуждение трудовой и учебной деятельности системой целей и мотивов, находящихся между собой в сложной взаимосвязи. Мотив как побудительная сила человека, существующая в форме сознательно принятого решения, направленного на проявление конкретного целевого действия. Различия влечений, которые являются характеристикой чувственной сферы человека, и мотивов, – как целеполагающих факторов.

Три базовых класса мотивирующих факторов: 1. Проявления инстинктов и потребностей как источников активности субъекта; 2. Проявления эмоций, субъективных переживаний и волевых установок в поведении субъекта; 3. Проявления мотивации как комплекса причин, определяющих выбор направленности поведения и деятельности субъекта под влиянием социума.

Научные определения мотивации и мотивов: 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2. Предметно-направленная активность определённой силы; 3. Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, а также предмет, материальный или идеальный, ради которого она осуществляется; 4. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора личностью своих действий и поступков.

Другие содержательные определения мотивов, определение мотива, в рамках деятельностного подхода, согласно А.И. Донцову и Д.А. Донцову (см. здесь же далее). Комплексное «определение» психологической категории мотива. Мотив выступает в качестве предметно направленного, содержательно конкретного, психического внутреннего побуждения к активности, имеющего силу, величина которой зависит от степени личностной актуализированности соответствующей данному мотиву потребности, в свою очередь удовлетворяющейся и реализующейся в осознанном выборе личностью конкретной цели деятельности и её практическом субъектном достижении.

Осознаваемые (С.Л. Рубинштейн) и неосознаваемые (З. Фрейд) мотивы. Особенности понимания мотивов в разных психологических научных направлениях (школах): детерминация поведения неосознаваемыми мотивами, – психоанализ; вычленение в мотивационной сфере личности такого психического образования как иерархия мотивов, – психоанализ, гуманистическая психология, теория деятельности; «постановка во главу угла» такого психического явления, обусловленного действием мотивационной сферы, как целенаправленность активности личности, – теория деятельности и деятельностный подход. Функции мотивов, преимущественно исследующиеся как главные в разных психологических школах (теориях): побудительная и направляющая функции мотивов, – психоанализ, необихевиоризм, динамическая психология, теория психического поля К. Левина; смыслообразующая и целеполагающая функции мотивов, – теория деятельности и деятельностный подход. Ведущие физиопсихические механизмы направленности динамики мотивационной сферы человека: стремление к равновесию и стремление к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). «D-мотивы», – мотивы дефицита, связанные с поддержанием жизнедеятельности, с первичными потребностями и «B-мотивы», – мотивы становления и развития личности, т.е. мотивы личностного роста, связывающиеся со вторичными потребностями (А.Г. Маслоу и его последователи). Мотивация на достижение успеха (МД) и мотивация на избегание неудач (МН) как основные направления развития мотивационной сферы личности. «Формула» психической и деятельностной активности личности. Деятельностная активность личности (ДАЛ) = МД ׃ МН.

Научные концепции мотивации Х. Хекхаузена и Е.П. Ильина. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Научные теории мотивации К. Альдерфера, В. Врума, Ф. Гецберга, Э. Лоулера, Д. Макгрегора, Д. Мак-Клелланда, А. Маслоу, У. Оучи, Л. Портера, В. Скиннера.

Мотив как «внутренняя» (психическая) категория. Стимул как «внешняя» (социальная) категория. Принцип соотношения «внешней» и «внутренней» мотивации и выражение мотивации в психической и социальной деятельности личности по С.Л. Рубинштейну.[63] По С.Л. Рубинштейну, мотив – это внутреннее побуждение к активности, а стимул – это внешнее побуждение к активности.

Психодиагностика мотивационной сферы личности: такие иностранные авторы как Т. Элерс и др.; такие отечественные авторы как Б.Н. Рыжов и др. Выявление мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач (одноимённые тесты) по Т. Эллерсу. Измерения типов мотивации по Б.Н. Рыжову. Основные положения Б.Н. Рыжова о научном психодиагностическом исследовании мотивов личности: 1) доминирование в индивидуальном мотивационном профиле определенных видов мотивации приводит к структурному своеобразию ядра личности; 2) различия мотивационных профилей могут быть не только индивидуальными, но и типологическими. Методика Б.Н. Рыжова «Тест системного профиля мотивации».

Системная теория мотивации Б.Н. Рыжова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: