Формальная точка зрения на общество получила дальнейшее развитие в концепции «априори социальной жизни», представленной в работе «Как возможно общество?».
Процесс социального взаимодействия внутренне определен и структурирован априорными категориями социального познания. Знание является внутренней структурой любого социального взаимодействия. Проблема поэтому состоит в том, чтобы «обнаружить те процессы, совершающиеся в индивидах, которые обусловливают в конечном счете их бытие - обществом, но не как причины, во времени предшествующие результату, а как частные процессы синтеза, которые мы совокупно называем обществом». Ставит вопрос о знании того, какие категории человек должен привнести в процесс обобществления, в процесс взаимодействия, чтобы возникло «сознание обобществленное», т. е. общество. Поэтому выявление априорных форм (относящихся к сфере сознания) человеческого взаимодействия Зиммель относит к сфере теории познания.
Стартовый объект исследования, атом социальной жизни - единичное социальное взаимодействие между двумя индивидами.
Для прояснения характера взаимодействия двух индивидов как базисной единицы социального взаимодействия Зиммель вводит понятие «Другого». В рамках взаимодействия каждый из двух индивидов выступает как другой по отношению к другому. К логическим требованиям а) дистанции и б) объективной оценке, – добавляет:
1. Типизация Другого. Мы представляем себе каждого человека как тип, к которому он принадлежит в силу своей индивидуальности, например, как офицер, верующий, чиновник, ученый и т. п. В обществе этот принципиальный процесс реализуется как априорная возможность всех взаимодействий между индивидами.
2.Второе априорное условие возможности социального взаимодействия: «Каждый элемент группы есть не только часть общества, но и, помимо того, еще нечто», «характер его обобществленности обусловлен или сообусловленностью характером его необобществленности»: мы знаем о чиновнике, что он не только чиновник; об офицере, что он не только офицер…
3. Третье априори социальной жизни: предпосылка «всеобщей ценности индивидуальности» - общественная жизнь как таковая основывается на предпосылке о принципиальной гармонии между индивидом и социальным целым. Каждому индивиду благодаря наличию у него определенных качеств указано определенное место в его социальной среде. Это идеально принадлежащее ему место действительно имеется в социальном целом.
4. Теория социального развития.
Теория социального развития является компонентом общей теории общества (в работе «Социальная дифференциация. Социологические и социально-психологические исследования»).
Зиммель является сторонником теории социального прогресса. Развитие –это прогрессивное движение ко все большей свободе личности (индивидуализации), к богатству ее культурных содержаний и возможностей, к увеличению и богатству общества через увеличение и усложнение социальных форм.
Историческое развитие рассматривает в двух главных вариантах:
1. как прогрессивное движение ко все более и более сложным и содержательно богатым видам человеческой деятельности;
2. как прогрессивное развитие ко все более и более сложным и дифференцированным социальным формам.
Источником и механизмом социального развития является индивид. Изменение возникает на индивидуальном уровне и осуществляется как процесс индивидуализации, порождающий процесс социальной дифференциации.
Основу процесса развития, усложнения образует индивидуализация, которая всегда принимает форму социальной дифференциации.
Развитию присущи тенденции: индивидуализация, ведущая к разносторонности индивида, увеличению богатства содержаний его сознания; дифференциация видов деятельностей, способствующая появлению новых социальных форм; дифференциация групп, ведущая к их односторонности и функциональности.
Начальным пунктом социального развития является семья. По мере развития каждый член семьи завязывает отношения вне этого первичного круга ассоциации, которые основываются: на одинаковых способностях, склонностях, деятельности. Ассоциация, основанная на внешнем сосуществовании, далее уступает место ассоциации, основанной на отношениях содержательного порядка. Такое высвобождение из семьи осуществляется в форме конфликта, как процесс утверждения своей индивидуальности.
Развитие предстает как двусторонний процесс: индивидуализации – на уровне отдельного индивида и дифференциации – на социальном уровне. Стартовым выступает процесс индивидуализации, который предстает как процесс духовного, познавательного и эмоционального самоосуществления индивида, но происходящего всегда и сразу же в социальной форме и первоначально в форме конфликта и конкуренции.
Развитие общества, или развитие на социальном уровне, предстает как процесс усложнения и увеличения социальных образований и форм, как прогрессивная дифференциация элементов, в том числе и в форме стратификационного расслоения. Развитие идет в двух направлениях: во-первых, в направлении индивидуализирующей групповой дифференциации и создания соответствующих форм, а во-вторых, в направлении пространственного расширения и создания соответствующих пространственных порядков общества. Оба процесса связаны между собой.
Историческое развитие, обусловленное процессом самоосуществления индивида, движется в направлении распада мелких групп и расширения форм ассоциации. Как механизм удержания целого дифференциация порождает противоположный процесс – процесс группообразования, или тенденцию к недифференцированности.
В процессе группообразования дифференциация, основанная на процессе индивидуализации, выступает в форме разделения труда, а сам процесс индивидуализации в форме функционализации порождает группу как функциональное тождество или функциональное единство. Зиммель указывает на парадоксальность ситуации: индивидуализация, выступая в форме функционализации, порождает социальное единство.
В любой целесообразной деятельности при выполнении каждой функции человек стремится достичь успеха с наименьшей тратой сил. Поэтому во всех процессах восходящего развития – процесс разделения труда, процесс функционализации – господствует общая закономерность – тенденция к экономии сил.
Социальное развитие выстраивается как становление все более и более сложных форм разделения труда, подчиненных закону экономии сил. Углубление процесса разделения труда служит возвышению культуры, поскольку приводит к появлению «сущностно различных» личностей, профессионализации их деятельностей и системы профессионального труда. В рамках системы разделения труда возникают основные социальные институты и сферы деятельности, которые передаются и воплощаются в социальных формах в результате передачи соответствующих функций и деятельности личностей.
5. Капиталистическое общество. Философия денег.
Становление капиталистического общества предстает как становление специфической системы разделения труда и соответствующих социальных институтов. Процесс разделения труда приводит к формированию современного государства и публичной сферы, которые соединяются в новый многосторонний и деятельный организм. В результате распада и дифференциации старой единой феодальной корпорации возникает публичная сфера, появляются политические партии, государственная бюрократия – обладающая особыми правами и привилегиями группа государственных чиновников, происходит огосударствление и централизация общественных расходов. Процессы дифференциации затрагивают религиозную и военную сферы, в которых в рамках общего процесса разделения труда формируются новые профессиональные группы: военное сословие, церковное сословие, группы людей физического и умственного труда, научное сословие.
В качестве особого пункта выделяет становление капиталистической экономики как совершенно нового типа экономической деятельности, центральным компонентом которой являются деньги («Философия денег», 1900). Деньги входят в реальные экономические ценности и процессы, внося концентрацию, посредничество и облегчение. Деньги возникают в процессе дифференциации хозяйственной жизни как всеобщее средство обмена. Деньги являются тем орудием, использование которого максимально экономит силы, они – объективированная экономия сил. Становление денежного хозяйства составляет существенный компонент обществ модерна.
Однако деньги не являются ценностно-нейтральным фактором экономической и социальной жизни. В деньгах находит отражение всеобщий релятивизм, соотнесенность всех явлений социальной жизни. Деньги – это объективация субъективных ценностей, делающая возможными экономические отношения обмена. В процессе исторической эволюции значение денег трансформировалось. Деньги все больше утрачивали субстанциальность и приобретали функциональность, став в современную эпоху исключительно соотносительным мерилом оценки, сводя качество к количеству. В этом смысле деньги можно рассматривать как символ трансформации сознания современного человека.Исчезает глубина и полнота душевного переживания, понижается общий уровень душевной (эмоциональной) жизни. Деньги способствуют проникновению в отношения людей «ценностных отношений вещей», всеобщему отчуждению в общении, управлении, в процессе производства и т.д. С другой стороны, всеобщее отчуждение сопровождается ростом индивидуальной свободы. В процессе всеобщего отчуждения люди теряют качества своей самости, переходят в «одномерность», перестают быть предпочитающими и предпочитаемыми, а символом человеческих отношений» по Г.Зиммелю, становится проституция, поскольку природа проституции и природа денег аналогичны.
Общим выражением амбивалентности денег стала возросшая мобильность социальной жизни, которая символически воплощает абсолютное движение жизни, и вместе с тем усиливающаяся экстериоризация человека, или овнешненность его жизни, проявившаяся прежде всего в стереотипах поведения и в ценностных суждениях индивидов, а также в отчуждении работника от продукта его труда.
Становление капиталистического общества — это еще и становление новых пространственных порядков, в первую очередь нового урбанистического поселения, радикально отличающегося от средневекового города, а также от национально-государственной общности.
Анализ становления капиталистического общества логически и фактически завершает теорию общества и социального развития Г. Зиммеля.