Параметры бюджетной системы РФ

Рассматриваются:

· основные макроэкономические параметры;

· прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ;

· «Программная» структура расходов федерального бюджета;

· основные меры по оптимизации расходов РФ;

· основные параметры бюджетов бюджетной системы РФ;

· расходы бюджетов бюджетной системы РФ по разделам классификации расходов бюджетов;

· динамика расходов федерального бюджета;

· расчет базовой цены на нефть;

· источники финансирования дефицита федерального бюджета;

· прогноз объема резервного фонда;

· иные источники финансирования дефицита федерального бюджета;

· объем государственного долга;

· структура доходов федерального бюджета;

· пенсионный фонд;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· Фонд социального страхования РФ.

·

Подробно рассматриваются показатели, влияющие на расходование бюджета. К ним относят соотношения между прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других выплат, предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих на год и на средний срок. После этого проект рассылается конкретным получателям средств.

На основе характеристик бюджета в дальнейшем происходит распределение предельных объемов финансирования на финансовый год по функциональной и экономической классификации расходов и по получателям бюджетных средств. На данном этапе рассматриваются предложения о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, отмене некоторых нормативных правовых актов.

Все несогласованные вопросы решаются межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Документы, сопутствующие проекту бюджета:

1) предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

2) прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

3) основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

4) план развития государственного и муниципального секторов экономики;

5) прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

6) прогноз консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

7) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

8) проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9) проект федеральной адресной инвестиционной программы;

10) проект государственной программы вооружения;

11) проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;

12) расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефицит федерального бюджета на очередной финансовый год;

13) международные договоры РФ;

14) проект программы государственных внешних заимствований России;

15) проект программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам;

16) проект структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;

17) проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований;

18) предложения по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих, а также предложения по порядку индексации (повышения) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы;

19) перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается;

20) расчеты прогнозируемого объема Стабилизационного фонда.

Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную думу до 26 августа.

После рассмотрения основных показателей бюджета, подготовки сопутствующих документов проект поступает на рассмотрение законодательным органом.

Если на этом этапе возникли разногласия между органами, имеющими право на законодательное рассмотрение бюджета, то, помимо вышеназванных документов, на рассмотрение вносятся проекты смет бюджетов от каждого такого органа.

Проект бюджета направляется в комитет Думы, ответственный за рассмотрение бюджета. Итогом проведенной Комитетом работы является его заключение.

Если проект не одобряется, то существует два пути транспортировки проекта: либо он дорассматривается Думой, либо отправляется в Правительство на доработку.

Более или менее откорректированный проект направляется в Совет Федерации, думские кабинеты, Счетную палату.

Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете

Представительный орган в лице Государственной думы РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении проверяются законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, минимальном размере пенсии, размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, минимальном размере оплаты труда.

В случае отклонения от федеральных законов должны быть внесены изменения в налоговое законодательство, законодательные акты о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

При первом чтении рассматривается каркас самого бюджета. Обсуждаются прогноз социально-экономического развития РФ, направления бюджетной и налоговой политики, принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований (в качестве внешнего финансирования дефицита бюджета), доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ, дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета, общий объем расходов федерального бюджета.

В первом этапе чтения принимают участие Правительство РФ, Комитет по бюджету, Счетная палата. Работа названных субъектов заключается в формировании и чтении докладов и содокладов, на основе которых Дума принимает решение о законопроекте.

В случае отклонения бюджета в первом чтении проект передается в согласительную комиссию для уточнения основных характеристик федерального бюджета или возвращается на доработку в Правительство.

Если Дума решается дважды отклонить проект при первом же чтении, возникает глобальный вопрос о недоверии Правительству РФ.

В случае одного отклонениядумой проекта федерального бюджета его дорабатывает Правительство РФ согласно предписаниям и предложениям, внесенным Комитетом по экономической политике Государственной Думы. Срок доработки составляет 20 дней.

Вторичное рассмотрения бюджета в первом чтении не должно превышать 10 дней.

Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Период рассмотрения составляет 15 дней. На втором этапе рассмотрения возможна корректировка расходов бюджета по их функциональной классификации.

Вопросы по данной ситуации рассматривает Комитет по бюджету. Если же Государственная дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете, то она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и по главным распорядителям средств федерального бюджета. Рассматриваются распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ.

В третьем чтении существует последняя возможность исправить будущий бюджет по подразделам функциональной классификации расходов и по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Невыясненные вопросы направляются в согласительную комиссию. На третье чтение отводится 25 дней.

Внесенные поправки комитет рассматривает в течение 10 дней, после чего представляет свое заключение.

Окончательное четвертое чтение проводится в срок до 15 дней. На данном этапе никаких поправок не вносится, а производится голосование за законопроект.

Отработанный законопроект передается Совету Федерации. Одобренный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ. В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Комиссия выносит на повторное рассмотрение Государственной думы согласованный федеральный закон. Государственная дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении. Решение Совета Федерации может быть отклонено, если «за» проголосовало 2/3 от числа депутатов Государственной думы.

Последней инстанцией рассмотрения и одобрения закона о федеральном бюджете является Президент РФ. В случае отклонения Президентом РФ закон передается в согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

Исполнение бюджета обеспечивается Правительством РФ. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Исполнение бюджетов по доходам:

1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2) распределение регулирующих доходов;

3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств.

Если закон о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, Правительство РФ должно осуществлять расходование бюджетных средств на продолжение финансирования инвестиционных объектов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней. Основное условие – данные расходы в прошедшем году осуществлялись на аналогичные цели (но не более 1/12 в расчете на месяц от предыдущих ассигнований).

Ставки зачисления регулирующих налогов в бюджеты других уровней, нормативы централизации доходов, зачисляемых в бюджеты других уровней для финансирования централизованных мероприятий, прочие тарифы и ставки, определяются законом о бюджете на предыдущий финансовый год.

Если бюджет не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, Правительство РФ продолжает осуществлять расходование и распределение доходов, за исключением инвестирования, предоставления средств на возвратной основе и субсидий частным юридическим лицам, формирования резервов.

Если закон о бюджете вступает в силу после начала финансового года, речь идет о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете, уточняющих показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

Стабилизационный фонд РФ – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Стабилизационный фонд формируется за счет доходов, полученных от превышения цены, и доходов, полученных от размещения средств фонда.

В соответствии с БК РФ дополнительные доходы Стабилизационного фонда определяются за счет:

1) произведения фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

2) произведения фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).

Требования, предъявляемые к ценным бумагам:

1) эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс». Досрочный выкуп эмитентом долговых обязательств не предусматривается;

2) нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов РФ, являются обязательными;

3) ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

4) номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

5) объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

6) выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного размещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: