В.Д. Аракин, И.А. Новикова, Г.В. Аксенова-Пашковская,
С.Н. Бронникова, Ю.Ф. Гурьева, Е.М. Днанова, Л.Т. Костина,
И.Н. Верещагина, М.С. Страшникова, СИ. Петрушин
Рецензент:
кафедра английского языка Астраханского
государственного педагогического института
им. СМ. Кирова
(зав. кафедрой канд. филол. наук Е.М. Стомпель)
Практический курс английского языка. 4 курс: учеб. для П69 студ. высш. учеб. заведений / [В.Д. Аракин и др.]; под ред. В.Д. Аракина. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 351 с.: ил.
ISBN 5-691-00978-8 (в пер.).
Серия учебников предполагает преемственность в изучении английского языка с I по IV курс. Цель учебника — обучение устной речи на основе развития необходимых автоматизированных речевых навыков, развитие техники чтения, а также навыков письменной речи.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений.
УДК 811.111(075.8) ББК 81.2АНГЛ-923
© Коллектив авторов, 2003
© ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2003 © Серия «Учебник для вузов» и
|
|
Серийное оформление.
ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2003 © Макет. ООО «Гуманитарный
Издательский центр ВЛАДОС», 2003
ISBN 5-691-00978-8 (в пер.)
ЛетИвму юбилею Владимира Дмитриевича Аракина
Посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга является четвертой частью серии комплексных учебников английского языка под общим названием «Практический курс английского языка» и предназначается для студентов 4 курса ( факультетов и отделений английского языка педагогических вузов. v Данныйучебник рассчитан на дальнейшее развитие навыков устной и письменной речи в результате овладения речевыми образцами, содержащими новые лексические и грамматические явления.
Учебник, состоит из Основного курса (Essential Course) и Приложения (Appendix).
Основной курс (авторы В.Д. Аракин, И.А. Новикова, Г.В. Аксенова-Пашковская, С.Н. Бронникова, Ю.Ф. Гурьева, Е.М. Днанова, Л.Т. Костина, И.Н. Верещагина, СИ. Петрушин, М.С. Страшникова) состоит из 8 уроков, каждый из которых делится на две части, дополняющие друг друга. Первая часть урока содержит оригинальный текст, где главный упор делается на углубленную работу над речевыми образцами, на изучение, интерпретацию, перевод, пересказ текста, а также на расширение словарного запаса студентов и анализ изучаемых лексических единиц (выявление многозначности, подбор синонимов, антонимов и т.д.) в целях дальнейшего развития навыков устной (в том числе и спонтанной) и письменной речи.
Пятое, издание отличается от предыдущих изданий тем, что в него внесены некоторые изменения, вызванные включением в первую часть урока упражнений, созданных на основе современных методик,, а также заменой или добавлением новых материалов во вторую часть урока. При этом полностью сохранена структура урока, активный вокабуляр, включающий существительные широкой семантики, и фразовые глаголы, что позволяет еще более наглядно показать национальную специфику аглийского языка.
|
|
Восстановлен стилистический анализ отрывков из художественных произведений, используемых в учебнике. Эти задания были разработаны в основном в 70-х годах, а затем исключены из материалов учебника IV курса. Коллектив преподавателей не только включил этот материал, но и добавил к нему новые упражнения.
Тексты, на которых строится работа в первой части каждого урока, взяты из произведений английских и американских авторов XX в. (или из изданных в Англии учебников), все тексты несколь-
ко сокращены. По своему содержанию они связаны с темой второй части урока. Работа над оригинальным текстом на 4 курсе, помимо краткого лексико-грамматического анализа, предполагает толкование имеющихся в нем реалий, перевод на русский язык и, наконец, интерпретацию текста для выявления его идейного содержания и стилистических особенностей.
За текстом следуют пояснения (Commentary), список речевых образцов (Speech Patterns, Phrases and Word Combinations) и лексические пояснения (Essential Vocabulary). Отбор речевых образцов обусловлен их употребителностью в устной или письменной речи.
Раздел упражнений на звуки речи и интонацию предназначен для завершающего этапа работы над английской фонетикой и является продолжением аналогичных разделов учебника 3 курса. Его основная цель — расширение и углубление отработанного на первых трех курсах материала. Эти упражнения состоят из серии обучающих, контролирующих и творческих заданий для дальнейшей автоматизации воспроизведения и употребления основных интонационных структур в английской речи.
Специальные задания на транскрибирование, интонирование и графическое изображение интонации могут быть даны при работе над любым упражнением.
Упражнения по обучению чтению на материале основного текста урока составлены с учетом принципа нарастания трудностей и призваны развивать у будущего учителя иностранного языка высокую культруру чтения, формировать способность интерпретировать художественное произведение во всем многообразном идейном и художественном богатстве.
Одновременно с работой над содержанием текста изучается активный словарь, отличающийся высокой степенью сочетаемости и большими словообразовательными возможностями. Значительное место отводится наблюдению над семантической структурой слова, развитием переносных значений, сужением и расширением значения слов.
Упражнения на предлоги преследуют цель систематизации употребления английских предлогов, которые даются в упражнениях во всех их значениях, с тем чтобы были показаны все основные случаи их употребления.
Вторая часть урока (Conversation and Discussion) представляет собой дальнейшее развитие соответствующей темы и рассчитана на расширение и закрепление запаса речевых образцов и лексики.
Система упражнений по дальнейшему развитию навыков диалогической и монологической речи строится на речевых образцах, материале основного текста урока, активном словаре урока и завершается при работе над тематическими активными формами речевой
деятельности, функционально связанные формулы, организованные по целевому признаку, должны послужить опорой студенту в построении творческого высказывания.
Во всех восьми уроках упражнения по обучению речевому общению написаны по единой схеме:
1. Упражнения на свертывание и развертывание информации к тексту информативно-тематического характера.
|
|
2. Упражнения коммуникативного характера и клише, сгруппированные по функционально-семантическому признаку. Предлагаемые разговорные формулы как правило не содержат новой лексики. Их назначение — помочь студентам облечь свои мысли в естественную языковую форму.
3. Упражнения дискуссионного характера на основе научно-популярных и публицистических текстов.
4. Упражнения для коллективного обсуждения, в которых студенты должны использовать речевые клише и тематическую лексику. Раздел заканчивается перечнем тем для творческого высказывания и ситуацией для ролевой игры.
При подготовке издания учебника авторы стремились в первую очередь пополнить учебник упражнениями творческого характера. Полностью переработаны и значительно расширены разделы, посвященные работе над устной темой, которые теперь имеют комплексную структуру и состоят из нескольких блоков. Значительно усилен раздел профессионально-ориенированных упражнений, предусматривающих дальнейшее закрепление профессионально-значимых умений.
В Приложение внесены инструкции по написанию письменных работ, практикуемых на 4 курсе: сочинение-повествование и сочинение-описание с обязательным выражением своего мнения, отношения к заданной теме. Кроме того в него вошли дополнительные тексты по высшему образованию в США, по системе телевещания. Добавлено окончание к рассказу «W.S> by LP. Heartley, Unit 3. Специально подобраны ситуации для ролевых игр, совпадающие по тематике с разделами учебника, а также методические рекомендации студентам, готовящимся к проведению микроуроков (автор И.Н. Верещагина).
Авторы
ESSENTIAL COURSE