«Синтаксические связи и отношения»
1. Основные синтаксические единицы
2. Понятие синтаксической связи. Уровни синтаксической связи. Сочинительная и подчинительная связь.
3. Синтаксические связи на уровне предложения: предикативная (координация, соположение, тяготение), полупредикативная, связь свободного присоединения (детерминантная), аппозитивная связь, присоединительная связь.
4. Подчинительные связи на уровне словосочетания: согласование и его виды, управление и его виды, примыкание среди видов подчинительной связи.
5. Синтаксические отношения и их виды: атрибутивные, субъектные, объектные, обстоятельственные, комплетивные (восполняющие).
Литература: учебники Валгиной Н.С., Тихонова А.Н. (3-я часть), Белошапковой В.А.
Упражнение 1. Выпишите все присловные (согласование, управление, примыкание) и предложенческие (сочинительная и предикативная – координация, соположение, тяготение, детерминантная, присоединительная, аппликация) связи в данных отрывках.
1) Первое, что должна сделать странная наука о семейном воспитании, - это установить факт, что люди прекрасно обходились и обходятся без нее, без науки. 2) В самом деле, кто видел детей, воспитанных по науке? 3) Никто. 4) Потому что детей воспитывают не по науке, а по вере.
|
|
5) Вера обладает свойством укрепляться даже при столкновении с опровергающими ее фактами. 6) Отец слишком строг с ребенком, маленький превратился в зверька, стал неуправляемым, а отцу кажется, что он еще и недостаточно строг. 7) Он винит жену, тещу, ребенка, самого себя винит, но ему и в голову не приходит, что виноваты его убеждения. 8) Он и знать не знает, что у него есть какая-то педагогическая вера и что она может быть совсем другой, что ее можно сменить
9) Это объясняет, отчего одним людям советы по воспитанию идут впрок, а другим нет. 10) Если советы противоречат вере отца или матери, то, конечно же, в них не будет толку. (С.Л. Соловейчик)
Упражнение 2. Охарактеризуйте связь по признаку:
а) предсказующая /непредсказующая
Тревожить людей, лес на холме, встречаться по вечерам, неприятнее дождя, восхищаться музыкой, дым костра, беспокоиться о здоровье, медвежьи следы, участие в конкурсе, комната над лестницей.
б) обязательная /необязательная
Войти в комнату, сомневаться в необходимости, студент университета, тяжелое положение, оказаться на острове, строить на острове, нарисовать картину, нарисовать на стене, нарисовать мелом, пойти развеяться.
Упражнение 3. Разграничьте субъектные и объектные смысловые отношения в словосочетаниях с предметным значением зависимого компонента. Определите тип подчинительной связи.
|
|
Приход поезда, вкус к жизни, стремление к идеалу, голос матери, шум дождя, завывание ветра, заведование кафедрой, распределение ролей, голубизна неба, дороговизна товаров, сердиться на сына, приезд отца, покупка дома, тревожиться за брата, приближаться к городу.
Упражнение 4. В глагольно-инфинитивных словосочетаниях охарактеризуйте синтаксические отношения: 1) комплетивные (восполняющие), 2) объектные, 3) целевые. Разграничьте словосочетания с субъектным и объектным инфинитивом.
1. Хотеть учиться, задумать написать, отвезти лечиться, выйти погулять, дать закрепить, остановиться поговорить.
2. Уметь организовать, продолжать изучать, пригласить погостить, поехать узнать, советовать подождать.
Упражнение 5. Добавьте к данному зависимому элементу недостающий главный элемент конструкции так, чтобы между этими элементами возникли указанные отношения.
Образец: определительные отношения - … университета – студент университета, объектные отношения - … университета – строительство университета.
Обстоятельственные отношения: … вечером
Объектные отношения: … вечером
Определительные отношения: … из соломки
Объектные отношения: … из соломки
Объектные отношения: … выступить
Обстоятельственные отношения: … отдохнуть
Комплетивные отношения: … поступить
Объектные отношения: … стрелой
Обстоятельственные отношения: … стрелой
Объектные отношения: …. стрелой
Определительные отношения: … наедине
Комплетивные отношения: … наедине
Обстоятельственные отношения: … наедине
Упражнение 6. Дифференцируйте конструкции с собственно-синтаксическими и семантико-синтаксическими отношениями.
Листья клена, изучать синтаксис, любить детей, прекрасная незнакомка, громко петь, кабинет декана, вязать спицами, работать с другом, стрелять в тире, жить в деревне, извлечь из портфеля, домик в деревне.