Физическая культура как область деятельности и ее процессы является результатом реализации сверхприродных потребностей всестороннего развития и саморазвития человека, его телесных и личностных свойств и качеств. Это - одна из существенных сторон его возвышения над собственной биологической природой, природной «данностью». Эти процессы начинаются на самых первых порах возвышения человека над природой, над животным миром. В самом начале этой деятельности она, как и вся культура первобытного общества, носит синкретичный, слитный характер. Многие другие формы и методы этой деятельности носят малоосознанный, спонтанный, интуитивный характер.
Однако по мере приобретения двигательного опыта, развития мозга и способности к мышлению, осознания самого процесса деятельности и
его результатов на протяжении сотен и тысяч лет постепенно формируются, усложняются способы двигательной деятельности, методы их совершенствования, расширяются представления о возможности использования их результатов в труде, быту, в военном деле, а также их значение для укрепления здоровья, повышения качества жизнедеятельности, продления жизни, творческого долголетия, активной старости.
В античную эпоху деятельность, направленная на развитие телесности как высочайшей культурной ценности, входит органичной частью в систему образования и воспитания.
Постепенно формируются положительные взгляды античных мыслителей на роль и значение целенаправленных движений в развитии человека, которые впоследствии станут первичными элементами разработки теории и методики физического воспитания.
Средства физического воспитания и некоторые формы их использования сложились стихийно, на основе бытовых, культовых, ритуальных и военных действий и движений. Позднее сформировались определенные цели, задачи и методы использования средств и более сложные формы организации занятий физическими упражнениями.
Большую роль в этом играло развитие педагогики, ее истории и теории, а так же психологии и медико-биологических дисциплин. Только к концу XIX Зека теория и методика физического воспитания в основном оформилась. Были определены и в значительной степени научно обоснованы ее цели, задачи, средства, методы и формы организации занятий. Однако не была разработана теория физической культуры, поскольку не было теории ее метасистемы - культуры. Это произошло только в середине и второй половине XX века.
Физическая культура как вид культуры и область специфической, необходимой для жизни человека и общества деятельности - явление динамичное, мобильное, постоянно развивающееся в связи с развитием человека и общества и в связи с их общими и специфическими потребностями. Поэтому возникает необходимость изучения этого сложного, многостороннего и во многом противоречивого процесса с целью выяснения его
общих и частных закономерностей, тенденций его развития в перспективе, определения и реализации наиболее приоритетных его сторон и форм проявления, разработки и усовершенствования его сущности и способов реализации в жизни человека и общества.
Необходимость глубокого и разностороннего изучения этого феномена, логики и закономерностей его развития возрастает на каждом новом этапе развития общества. Это объясняется многими обстоятельствами и причинами и среди них такие, как общие закономерности возвышения общественных и личностных потребностей в совершенствовании человека и общества. Развитие наук, ориентированных на человека, его биологическую, психическую, эмоциональную, нравственную, социальную сущность, здоровье и совершенствование.
Острота проблем возрастает в связи с увеличением масштабов и ин-тенсивности воздействия неблагоприятных внешних факторов, с одной сто-роны, а с другой - в связи с возвышением потребностей человека к состояниюсобственного здоровья, возможностью продления жизни и творческой деятелньости, необходимостью борьбы против процессов инволюции, а также возрастают его требования к эстетике собственной телесности.
Научные исследования позволяют раскрыть, освоить и реализовать огромные богатства исторического опыта различных эпох, стран, народов, связанного с совершенствованием человеческого тела и его функций, с раскрытием роли социального и культурного значения физической культуры. Это особенно важно в настоящее время, когда произошел переход от теории физического воспитания на более высокий уровень - теорию физической культуры.
Наконец важным стимулом исследования физической культуры в качестве вида культуры является объявление девяностых годов XX столетия Генеральной Ассамблеей Всемирным десятилетием науки. Это десятилетие закончилось, но сам факт признания науки на таком высоком уровне свидетельствует о планетарном масштабе научных проблем и, в частности, проблем культуры и всех ее видов.
Проблемы физической культуры всегда стояли в сфере внимания советского и современного правительства РФ. Однако это внимание, зафиксированное в важнейших правительственных документах, в значительной мере оказывалось и оказывается декларативным. В связи с тем, что на развитие такой важнейшей общегосударственной сферы деятельности отпускаются мизерные средства, идущие в основном на развитие спорта высших достижений, которым занимаются 2-3 % от всего общего числа населения.
А между тем физическая культура имеет прямое отношение к проблемам сохранения нации, обеспечения безопасности государства, к производству сельскохозяйственных продуктов и промышленных товаров, к освоению космоса и новых регионов месторождений нефти, газа, угля, драгоценных металлов, исследования морских глубин, а, в целом, к состоянию здоровья производителей материальных благ и защите отечества.
Основным этапом становления современного комплекса наук, аспекты которых ориентированы на физическую культуру, является XIX век, когда в связи с успехами биологических наук (Ж.Б. Ламарк, Н.И. Пирогов, А.П. Протасов), педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, и др.), появилась возможность решать проблемы физического развития на основе знания закономерностей развития человеческого организма. Другими словами - руководить им направленно в соответствии с четко определенными целями и конкретными задачами.
В XX веке в недрах физиологии зародились идеи физиологии физического воспитания, и в 1930 годах сформировалась учебно-научная дисциплина «спортивная физиология» (А.Н. Крестовников). Развитию теории физического воспитания способствовало развитие философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук.
Дифференциация и интеграция знаний о физической культуре
На начальных этапах развития знаний о физической культуре (точнее, о физическом воспитании) они имели форму высказываний отдельных философов, общественных деятелей о пользе и необходимости использования физических упражнений в интересах военного дела, совершенство-
вания телесности, игр и развлечений («эмпирический период» по Лесгаф-ту). Этот период включает древневосточные культуры и античность.
Эпоха средневековья характеризуется снижением интереса к телесности и ко всему, что связано с ней.
Новый этап - Ренессанс (Возрождение) в Западной Европе связан с оживлением интереса к телесности, физическому воспитанию. Развитие медико-биологических знаний (анатомия, физиология), истории в XV -XVIII веках и, особенно в XIX века. Возросший интерес к античности, ее истории, философии, культуре побуждает к поиску новых вещественных доказательств развития культуры. Одно из первых мест занимает интерес к древнегреческим Олимпийским играм. Организуются поиски легендарной Олимпии. В разных местах проводятся раскопки, результатом которых является обнаружение точного места древней Олимпии, стадиона и целого комплекса спортивных и вспомогательных сооружений. В конечном счете анализ всей информации о физической культуре Древней Греции и, в частности, об Олимпийских играх приводит к их возрождению в конце XVIII века.
Теория физического воспитания, практическая деятельность как и в других научных областях характеризуется процессом интеграции информации из области наук, ориентированных на развитие человека (умственное, физическое, нравственное, эстетическое), что отражается в разностороннем подходе к решению проблем в этой области деятельности.
Наряду с этим осуществляется дифференциация, разделение ее знаний на основе углубления представлений о сущности физического развития, процессов физического воспитания, а шпднее и физической культуры как вида культуры.
Постепенно складываются и научно оформляются специфические направления традиционных знаний о человеке физиологии, педагогики, психологии. Возникает спортивная физиология, спортивная психология, спортивная медицина.
В недрах теории и практики физического воспитания формируются, организуются и теоретически оформляются теория спорта, теория физической рекреации, двигательной реабилитации, адаптивной физической
культуры. В процессе их развития определялись цели и задачи каждого направления, специфические функции, направленные на реализацию личностных и общественных потребностей. Возникают и развиваются специфические для каждого компонента методы и методики исследования и практической деятельности, формы и организации занятий физическими упражнениями.
Все это приводит к освобождению теории и практики физического воспитания от неприсущих ему функций (например, спорта, спортивной тренировки, двигательной реабилитации и др.). Теория и практика физического воспитания получает возможность заниматься более узким кругом проблем, свойственным по своему существу действительно физическому воспитанию, а не всем компонентам физической культуры.
Исходя из концепций системного и потребностно-деятельностного подходов и опираясь на концепции П.Ф. Лесгафта, а также на более ранние высказывания Н.И. Пирогова и Д.И. Писарева, на современные концепции непрофессионального (неспециального) образования (В.В. Приходько) представляется возможным уточнить и конкретизировать традиционные понятия «физическое воспитание» и перевести его в более адекватное дея-тельностноЙ сущности современное понятие - «неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование».
В данном случае под образованием понимается процесс формирования («образовать» = «сформировать») качеств, свойств человека, личности. И в этом случае имеется в виду три аспекта образования:
1. Человек, будучи по рождению животным (существом биологическим), имеет при своем рождении все органы движения, чувств (рецепторы внешние и внутренние), все биологические системы (сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, выделительную), все физиологические качества и предпосылки для формирования двигательных навыков, необходимые ему как биологическому живому (позвоночному, прямоходящему) существу для жизнедеятельности в качестве природного существа, животного. Он имеет все возможности для развития в рамках его генетической программы, т.е. приспосабливаться к окружающей среде, природе на уровне животного.
Сущность образования заключается в том, чтобы на основе этой природной, генетической «данности» образовать новый, более высокий уровень развития в процессе целенаправленной деятельности с помощью специфических средств, методов, специально организованных форм деятельности.
2. Человек, в отличие от животного, в первые часы, минуты выхода на свет не обладает жизненно важными возможностями передвижения в поисках пищи, укрытия, тепла и т.п.
Он не может сидеть, стоять, ходить. Тем более, бегать, прыгать и т. п., что в состоянии делать любой детеныш животного. Следовательно, не-обходимо «образовать», сформировать необходимые человеку для жизни двигательные навыки. И не только образовать, но и постоянно расширять накоплением объемов и совершенствованием качества специфических для данной сферы социальной деятельности видов информации.
Одной из важных проблем данной области деятельности является расширение интеграционных процессов использования знаний, наук, ас-пекты которых ориентированы на физическую культуру как вид культуры и процессов дифференциации знаний, позволяющих углубить научные представления о сущности физической культуры как вида культуры и спе-цифике компонентов, видов самой физической культуры. Большое значе-ние в решении этих проблем имеет потребностно-деятельностный подход.