Цель занятия — подготовка обучаемых к обеспечению безотказной работы оружия, что достигается умением предупреждать задержки в стрельбе и быстро устранять их. Для изучения задержек, возникающих при стрельбе, и способов их устранения на занятии следует иметь все необходимое для практического создания на оружии по возможности всех возникающих при стрельбе задержек.
Поэтому кроме учебного (боевого) оружия должны быть учебные патроны, стреляные гильзы (для пулеметов ПК, ПКТ — оторванные дульца гильз и извлекатели). Для показа причин, вызывающих задержки при стрельбе, командиру наряду с собранным образцом следует иметь один образец оружия в разобранном виде и желательно разрезное оружие.
Приступая к изучению задержек, возникающих при стрельбе, следует заострить внимание обучаемых на том, что наше боевое оружие при правильном хранении, уходе и бережном обращении является надежным и безотказным в бою. Однако при длительном использовании оружия, при небрежном обращении с ним, при загрязнении частей и механизмов, а также при неисправности или загрязнении боевых патронов могут возникать задержки при стрельбе.
|
|
Затем нужно указать, что каждый обучаемый обязан знать и выполнять следующие меры предупреждения задержек: оружие содержать в полной исправности; строго соблюдать правила сбережения, разборки и сборки, чистки и смазки, осмотра и подготовки оружия к стрельбе; перед стрельбой тщательно осматривать оружие и патроны (неисправные и грязные патроны не применять); при стрельбе и передвижении оберегать оружие от ударов и засорения, особенно ствол, ударно-спусковой механизм; соблюдать режим огня, не допускать перегрева ствола оружия.
Руководитель занятия должен подчеркнуть, что основным способом устранения задержек в стрельбе является перезаряжание оружия. Если этим задержка не устраняется, необходимо разрядить оружие, определить и устранить причину задержки.
Для лучшего запоминания задержек при стрельбе из любого вида оружия их можно разделить на три группы:
возникающие при движении подвижной системы вперед (заряжании оружия);
возникающие при стрельбе;
возникающие при движении подвижной системы назад (разряжании, перезаряжании оружия).
Методика изучения любой задержки, возникающей при стрельбе из того или иного вида оружия, может быть примерно следующей.
На своем оружии и на оружии отдельных обучаемых руководитель искусственно создает ту или иную задержку, называет ее и дает ее характеристику. При создании задержек нельзя ломать или деформировать части оружия.
Обучаемым при этом дается возможность внимательно осмотреть оружие и уяснить характер (сущность) показанной задержки. Затем, не объясняя причин, вызывающих данную задержку, руководитель спрашивает у обучаемых, какие, по их мнению, причины вызвали эту задержку.
|
|
Опросив нескольких обучаемых, руководитель обобщает названные причины задержки, после чего указывает действительные причины задержки и способы ее устранения, не забывая о ранее указанном основном способе устранения всех задержек — перезаряжании.
Для закрепления знания задержек и выработки практических навыков их устранения руководитель на оружии одного из обучаемых создает ту или иную задержку, приказывает ему назвать задержку, ее причины, способ устранения и требует практически ее устранить. Остальные обучаемые наблюдают за действиями отвечающего, при ошибках и неточностях в ответе и действиях дополняют и исправляют его.
Порядок искусственного создания задержек и методика обучения их устранению:
1. Неподача патрона. Взять магазин, снарядить его несколькими учебными патронами и присоединить к автомату так, чтобы он не дошел до крайнего верхнего положения, а защелка магазина не заскочила за его опорный выступ. Чтобы магазин не выпал, надо поддержать его левой рукой. Правой рукой снять автомат с предохранителя, за рукоятку отвести затворную раму в крайнее заднее положение и отпустить ее. Объяснить, что автомат заряжен и готов к стрельбе. Нажать на спусковой крючок. Указать, что стрельбы (выстрела) не происходит. Произвести перезаряжание, отражения патрона при этом не происходит. Предложить посмотреть в патронник — патрона там нет. Сделать вывод, что произошла задержка — неподача патрона в патронник, при которой затвор находится в переднем положении, но выстрела не произошло, так как в патроннике нет патрона.
2. Утыкание патрона. Присоединить к автомату магазин. Крышкой магазина упереть автомат в стол. Правой рукой взяться за рукоятку затворной рамы и отвести ее несколько назад. В левую руку взять учебный патрон и поместить его между затвором и стволом так, чтобы он пулей уткнулся в казенный срез ствола. Отпустить рукоятку затворной рамы. Указать, что произошла задержка — утыкание патрона. Патрон пулей уткнулся в казенный срез ствола. Подвижные части при этом остановились в среднем положении.
3. Осечка. Зарядить автомат. Нажать на спусковой крючок. Указать, что стрельбы (выстрела) не происходит. Подвижные части при этом находятся в крайнем переднем положении. Сделать вывод, что произошла задержка — осечка, при которой патрон в патроннике, курок спущен, но выстрела не произошло.
4. Неизвлечение гильзы. Автомат упереть в стол крышкой магазина. Правой рукой взяться за рукоятку затворной рамы и отвести ее назад так, чтобы передняя часть затвора прошла магазин. В левую руку взять гильзу и вставить ее в патронник. Отпустить рукоятку затворной рамы, затвор при этом дошлет вперед очередной патрон и он пулей уткнется в дно гильзы. При этой задержке при отходе затворной рамы назад гильза осталась в патроннике, очередной патрон пулей уткнулся в гильзу, подвижные части остановились в среднем положении.
Прихват или неотражение гильзы. Автомат с присоединенным магазином крышкой магазина упереть в стол. Правой рукой отвести рукоятку затворной рамы несколько назад. Левой рукой взять гильзу и боком (дном) поместить внутрь ствольной коробки впереди затвора. Плавно отпуская затворную раму, добиться за- клинения гильзы между передним срезом затвора и передней стенкой ствольной коробки или казенным срезом ствола.
Сделать вывод, что произошла задержка — прихват или неотражение стреляной гильзы. Патрона в патроннике нет. Подвижные части не дошли до крайнего переднего положения.
Таким же образом могут быть созданы задержки и на ручном пулемете Калашникова.