Формування поняття смерті в дитячому віці

На протяжении всей истории человечества знание о конечности жизни и неотвратимости собственной смерти было важнейшим обстоятельством, влияющим на жизнь человека и в какой-то мере придающим ей смысл. Но это знание всегда было нелегким для человека, что стало причиной создания различных концепций смысла жизни и смерти.

Влияние страха смерти настолько велико потому, что в нем аккумулированы все страдания, переживания, ужасы отчаяния умирающих и их близких, опыт прикоснувшихся к смерти, но чудом выживших людей. Но именно понятие смерти, осознание единственности и конечности человеческого личного бытия, способствует прояснению нравственного смысла и ценности человеческой жизни.

Изучить и описать с психологической точки зрения финальный период жизни человека долгое время оказывалось крайне трудным. Это связано с тем, что тема смерти до последнего времени являлась в определенной мере табуированной, и с тем, что переживание смерти очень личное и интимное, в которое не было доступа постороннему.

На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций - прежде всего, дыхания и кровообращения. Различают два основных этапа смерти – клиническую смерть, когда еще возможно полноценное восстановление жизненных функций, и следующую за ней биологическую смерть, т.е. необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Рано или поздно любой человек переживает эмоциональный шок, столкнувшись с проблемой смерти. В каком-то из возрастов он должен примириться и с концом собственной жизни, преодолеть страх перед тем, что его жизнь как способ индивидуального существования закончится. Пытаясь разрешить эту проблему, психологи рассматривают отношения человека к смерти и процесс ее осознания на разных возрастных этапах.

В настоящее время выделяют два уровня понимания смерти - уровень понятий и уровень представлений. Правильное понимание смерти образует структура танатических понятий о необратимости, конечности, причинности и неизбежности смерти. Они отражают естественнонаучную парадигму смерти, и каждое из них имеет собственную детерминацию и логику развития.

До начала 70-ых годов в психологии господствовало мнение об отсутствии осознания и понимания смерти детьми до десятилетнего возраста. Сейчас принята точка зрения, что осознание конечности физического существования отсутствует в раннем детстве, однако постепенно формируется вполне четкое представление о неизбежном окончании жизни.

Детское понимание смерти зависит от хронологического возраста ребенка, уровня его когнитивного развития, опыта переживания смерти, соотношения между пониманием и страхом смерти.

Первое осознание смерти детьми происходит около пяти лет. Но смерть для них не является окончательной, а рассматривается как временное состояние жизни. Жизнь и смерть в этом возрасте понимаются как взаимопереходящие явления. Пятилетние дети знают, что смерть как-то связана с отделением от жизни, но верят, что умерший продолжает некоторое время жить в гробу. Большинство пятилетних детей начинают бояться больше, чем в каком-либо другом возрасте, и, пытаясь привыкнуть к страху смерти, они обесценивают ее в своих высказываниях.

В понимании 6-9 летних детей смерть становится все менее похожей на жизнь. Она начинает рассматриваться как конец жизни, как явление, вызываемое внешними силами. Дети считают, что смерть забирает человека. У них появляется выраженный интерес к погребальным ритуалам и кладбищам – это признак слома более раннего понимания смерти. Интересуясь погребением, дети как бы хотят убедиться в том, что смерть отделена от жизни достаточно надежно.

В восприятии детей этого возраста смерть персонифицируется - эмоциональный и когнитивный компоненты их понимания смерти слиты воедино. Страшная, пугающая, опасная и бесчувственная, она представляется в образе призрака, скелета или монстра. Но эти пугающие идеи смерти в действительности выступают для детей средством осознания смерти и противостояния ей и имеют интеллектуальное и психотерапевтическое значение. Определяя смерть в своем сознании не похожей на жизнь, дети материализуют открытие отдаленности смерти от жизни. Кроме того, монстр, приносящий смерть, так отвратителен и ужасен, что его невозможно вовремя не заметить, поэтому встречи с ним можно избежать. И только старые и больные люди, согласно детским высказываниям, не способны заметить опасность и убежать.

С девятилетнего возраста начинается осознание того факта, что все виды телесной активности со смертью необратимо заканчиваются.

В 9-12 лет дети приходят к пониманию смерти как неизбежного универсального события, завершающего жизнь. И эта точка зрения практически не отличается от взрослого понимания смерти.

Смерть - это последнее критическое событие в жизни человека. На психологическом уровне смерть имеет личную значимость и личное значение для умирающего. Умереть - значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить незаконченные дела и уйти в неведомое.

Психоаналитическая теория утверждает, что испытывать тревогу или страх при мысли о собственной смерти нормально. Но многие исследователи считают, что страх смерти - не врожденное, а приобретенное в ходе жизни свойство психики. Страху смерти соответствует чувство опасности в подсознании человека, которое осложняется приобретаемыми в процессе жизни культурными традициями и развитием интуиции. Человек способен накапливать опыт восприятия смерти на уровне абстрактного мышления.

Также рано принимая смерть, дети начинают ее бояться сознательно лишь слушая взрослых.

Они как бы вытесняют ее правильное понимание из своего сознания. Так, понимание необратимости и конечности смерти у 7-9 летних детей лучше, чем у 10-18 летних. Страх смерти порождает психологические барьеры для ее правильного осознания. Пока человек борется со смертью, он создает защиту против нее, но когда понимает неизбежность смерти, примиряется с ней и способен выразить правильное ее осознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: