Введение 4 страница

Вот что отрадно: попрактиковавшись во вдумчивом питании всего один день или даже меньше, мы приобретаем быстро укореняющуюся привычку тщательно пережевывать еду и усваивать питательные вещества. Процесс питания становится настолько приятным, что манит нас, несмотря на беседы и прочие отвлекающие факторы. Обостренное восприятие во время еды нам возвращает не сила воли, а удовольствие, вызванное ощущениями, которые затмевают притягательность разговоров и всего прочего. Если медитация привносит умиротворенность и вдумчивость во все сферы жизни, то и внимательное питание пронизывает каждый прием пищи и сказывается на нашем отношении к еде.

Проводя семинары по йоге питания и выслушивая рассказы о попытках вдумчиво питаться, я замечаю, что чаще всего мне жалуются на нехватку времени, особенно студенты колледжей. Многим людям, вынужденным мириться с тяготами нынешнего напряженного образа жизни, совершенно ясно, что жизнь выбьется из привычного русла, если каждый день посвящать лишний час или два вдумчивому приготовлению и поглощению пищи. Если для вас «практичность» — это возможность обойтись без радикальных изменений и втиснуть нечто новое в привычные жизненные рамки, тогда йоге питания практичность чужда. В ней нет кратчайших расстояний. Как указывал Чжуан-цзы, «я слыхивал о полетах на крыльях, но о полетах без крыльев не слышал ни разу». Даже такое незначительное изменение, как тихая минутка перед началом трапезы, способно преобразить всю вашу жизнь и повлечь за собой вереницу непредсказуемых перемен.

Научитесь не доверять диетам, которые обещают изменения без изменений. Смена марок, таблеток или добавок вряд ли приведет к подлинному улучшению здоровья. Это становится совершенно ясно, если вспомнить мои недавние рассуждения о связи между питанием и образом существования в мире. Значительные изменения в привычках, связанных с питанием и порожденных необходимостью, сопровождаются изменениями в образе жизни, и механизм этих изменений не обязательно отличается таинственностью. Если вам не остается ничего другого, хотя бы просто наслаждайтесь едой, не торопясь и уделяя ей максимум внимания.

Давайте разберемся, что на самом деле означают слова «я слишком занят, чтобы готовить вкусную еду и смаковать ее». Смысл в том, что вы предпочитаете тратить свое время на другие занятия. Многие считают этот выбор вынужденным и стремятся освободиться от обязательств, заставляющих нас переходить от одного неотложного дела к другому, а при случае выполнять несколько дел одновременно. Задавая знакомым вопрос «как дела?», в последнее время я чаще всего слышу слово «занят», произнесенное не самым радостным тоном. Не только студентов колледжей угнетает жизнь в современном обществе, больше похожая на беговой тренажер, скорость движения которого возрастает: встать, накормить детей завтраком и одновременно собраться на работу, отвезти детей в сад или в школу, отработать восемь часов, а то и больше, по пути домой заехать за покупками и по другим делам, отвезти детей на внешкольные занятия, приготовить ужин, вечером помочь детям сделать уроки, в изнеможении плюхнуться перед телевизором… Детали варьируются, но суть от этого не меняется и вызывает гнетущие чувства. Ощущение занятости можно описать тремя словами: «Не хватает времени».

И какова же альтернатива? Не быть занятым, то есть жить по принципу «на что хочу, на то и найду время». Жизнь по-прежнему будет насыщенной, но отношение к ней изменится, исчезнет ощущение «обязаловки». Занятому человеку каждый его поступок нередко кажется вынужденным, каждое действие — обязательным, у него не остается времени для себя, ему некогда творить и радоваться. Как правило, людям, которым свойствен менталитет занятости, присуще и убеждение, что на еду и наслаждение ею нет времени.

Для осознания глубинного смысла занятости полезна духовная практика, которую я считаю на редкость эффективной. Просто решите не быть занятым человеком. Заявите самому себе: «Мне хватает времени». И сразу пройдите маленький тест на смелость. Например, представьте, что к вам в кабинет заходит посетитель, а вы как раз заняты неким делом. Вместо того чтобы размышлять: «Есть ли у меня время беседовать с этим человеком?», задайтесь вопросом: «А хочу ли я с ним беседовать?» Ответить на него нелегко: вы Ведь помните о сроках и напряжении. Это не выдумки. Следуя предлагаемым принципам, вы рискуете лишиться работы. Будете или часто опаздывать, или не являться на работу вовсе. Жизнь превратится в непрерывный выбор «чем бы я хотел сейчас заняться?» вместо привычного «так, что я теперь должен сделать?». Эта практика дает нам возможность осознать свою силу. Для нее нужно твердо поверить в себя. Все ли будет в порядке, если я прямо сейчас уйду отсюда и отправлюсь на прогулку, уеду домой и испеку торт ко дню рождения? Все ли кончится благополучно? Успею ли я уложиться в сроки? Выполню ли свои служебные обязанности? Вера нужна, потому что далеко не все может кончиться благополучно — с точки зрения приоритетов, типичных для вашего образа жизни. Иметь веру — значит помнить, что с точки зрения высших ценностей все будет хорошо.

Насколько широко практиковать йогу питания — решать вам. Все зависит от того, сколько изменений вы готовы внедрить в свою жизнь. Если вы страдаете дегенеративным заболеванием, то наверняка согласитесь на всеобъемлющие изменения. Если вы абсолютно довольны своим физическим и духовным здоровьем или не хотите отказываться от отвлекающих факторов и развлечений, которыми сопровождаются ваши трапезы, тогда вы бы бросили эту книгу гораздо раньше. Но помните: даже самые кардинальные изменения не происходят сразу.

Не забывайте также, что удовольствие питаться — ценный дар, однако не единственная радость в жизни. И кроме того, идеальное здоровье — не самоцель. В некоторой степени йога питания может конфликтовать с другими духовными ценностями. К примеру, мне и в голову не пришло бы призывать детей к молчанию во время наших семейных трапез. Я не стал бы настаивать на том, чтобы вся семья питалась той же едой, которой жаждет мой организм. Гармония в семье порой требует компромиссов, любви и умения идти на уступки. Организм силен, мир благодатен. Оба способны прощать одну ошибку за другой и терпеливо ждать, когда наступит момент исцеления.

Глава 9
ОТКРЫТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДИЕТЫ

Как только поверишь в себя, сразу поймешь, как надо жить.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Если лечиться по справочнику, то рискуешь умереть от опечатки.

Марк Твен

Когда люди, которые ответственно относятся к собственному здоровью, приступают к поискам подходящей диеты, в конце концов, они нередко заходят в тупик. Диет существуют сотни, у каждой своя притягательная логика. Есть религиозные диеты, этические, медицинские, антропологические, очищающие, сезонные, по группам крови. Можно стать вегетарианцем, веганом и даже фруктарианцем; можно принять на вооружение макробиотическую диету, «живую» диету, палеолитическую диету; можно отказаться от употребления жиров, углеводов или белков, питаться по китайской или аюрведической медицине. У каждой диеты есть свои преданные поклонники, которым она принесла огромную пользу, — мне случалось даже всерьез поверить в эффективность диет, о которых я читал!

Беда в том, что большинство этих систем питания противоречат друг другу. В сущности, едва ли найдется продукт питания, которого нет в списке запрещенных хотя бы в одной диете. Так кому же из авторитетов верить?

К счастью, такой простой инструмент, как удовольствие, доставляемое каждым кусочком пищи, помогает разрешить все вопросы о выборе продуктов и диеты. В конечном итоге единственным авторитетом, заслуживающим внимания, оказывается наше тело.

Тело разумно, но, чтобы воспользоваться его мудростью, необходимо научиться слушать его. Во-первых, уделяя внимание пище во время еды, мы помогаем организму понять, что он получает. (Если наше внимание рассеяно, если мы едим машинально, организм не в состоянии получать информацию о еде с помощью органов чувств и подстраиваться к их сигналам.) Во-вторых, для общения с организмом надо уметь прислушиваться к его реакции на различную пищу.

Как я уже отмечал, при вдумчивом поглощении пищи мы открываем для себя новые вкусы — как приятные, так и отвратительные. Возможно, пища, которая вам нравится, при вдумчивом подходе окажется не настолько вкусной. И это лишь начало изучения касающихся еды сигналов, которые подает тело. Останется только научиться доверять этим сигналам.

Осознанное, вдумчивое питание — инструмент, который не дает ошибок, но требует значительного доверия и смелости. Средства массовой информации и, что еще прискорбнее, медики настойчиво внушают нам, что организму нельзя доверять, что мы почти беспомощные жертвы его непредсказуемых сбоев, что в случае сбоев помочь нашему организму может только специалист, что в пище таятся невидимые, не имеющие запаха враги и столь же незримые друзья — витамины, что мы должны ежедневно принимать 800 миллиграммов того и 50 микрограммов этого, избегать одного и есть побольше другого, удовлетворять минимальные суточные потребности в питательных веществах из составленного кем-то списка. Катастрофическое ухудшение здоровья в обществе не внушает доверия к традиционным нормам и правилам питания, чуть ли не самое незыблемое из которых — ежедневная тарелка витаминизированных злаков, но большинство альтернативных диет немногим лучше, и любая утверждает, будто ей известны потребности каждого отдельно взятого организма.

Обращая пристальное внимание на нашу пищу, мы обнаруживаем напластования ощущений: как во рту, когда едим, так и во всем теле спустя несколько часов. В период освоения йоги питания мы, вероятно, заметим только обострившиеся ощущения, преобладание тех или иных вкусовых оттенков, наиболее яркие послевкусия и другие последствия. Но со временем острота нашего восприятия резко возрастет. Мы увидим, как по-разному пища дополняет наше эмоциональное состояние, время суток, погоду, как она сочетается с другими продуктами. В конце концов, мы научимся получать от органов чувств практически всю возможную информацию о куске пищи. В нем зашифрованы все его кармические связи, и все они доступны нашему организму — благодаря органам чувств. На первый взгляд, это невероятно, но на самом деле по одному только вкусу можно отличить мясо цыпленка, выращенного на свободном выгуле, от цыпленка с птицефабрики, экологически чистый банан от обычного, местное яблоко от яблока, доставленного из Орегона, помидор, сорванный заботливой рукой, от помидора, сорванного посторонним человеком, подаренную дыню от купленной, миску супа, подогретого в микроволновке, от миски супа, разогретой на электрической плите или на газу. Я сказал «по одному вкусу», но на этой стадии развития восприятия вкус больше чем вкус: это окно в мир интуиции. Если все вышеизложенное кажется вам маловероятным, вспомните, как знатоки французских вин по глотку вина узнают сорт, регион, год сбора винограда, а также определяют, в солнечном или тенистом месте он вырос.

Зачастую сведения, которые мы получаем благодаря телу, противоречат убеждениям о том, какая пища полезна для здоровья или вредна, полноценна или нет. В этих случаях наша вера подвергается испытанию. Но мудрость тела велика, как и награда за доверие, оказанное ему.

В первую очередь организм тянет к продуктам питания, удовлетворяющим его самые насущные потребности. Изголодавшийся человек способен утолить голод чем угодно, даже протухшим мясом, лишь бы возместить острый дефицит калорий. После утоления основных потребностей на первый план выступают аппетиты и пристрастия. Когда мне было под тридцать, после продолжительного периода почти строгого вегетарианства в сочетании с нехваткой любви и заботы мой организм испытывал явную потребность в животной пище, и я поначалу со стыдом отрицал ее. Когда же я наконец позволил себе поесть мяса, меня буквально захлестнули волны блаженства. После того как я возместил нехватку животного белка, а особенно — животного жира в организме, я обнаружил, что иногда у мяса, прежде всего у кур, выращенных на птицефабриках, бывает неприятный запах, а когда «прислушался», выяснилось, что и вкус у него неважный.

Если внимательно слушать свое тело, оно само подскажет наиболее подходящую для вас диету. Эта диета может полностью соответствовать одной из распространенных, а может ни в чем не совпадать с существующими. При первых признаках появления такой диеты полезно заглянуть в книги о питании и выяснить, какой выбор продуктов в них предлагается. Можно некоторое время придерживаться одной из описанных в книгах диет и посмотреть, как вы будете чувствовать себя. Оставайтесь реалистами: если прежде вы десятилетиями отмахивались от сигналов организма или не доверяли им, не ждите от себя восприимчивости сразу ко всем потребностям своего тела. Чувствительность и доверие развиваются постепенно. Начиная практиковать йогу питания, вы наверняка сделаете немало неожиданных открытий, касающихся питания и заботы, но иногда происходящее будет ставить вас в тупик. Информация о питании, в основе которого лежит та или иная диета, полезна в тех случаях, когда мы не получаем от организма четких сигналов. Но будьте осторожны! Я считаю, что большинство догматов традиционной науки о питании, особенно касающихся потребления жиров, абсолютно не подходят почти всем людям, а также убежден, что любая диета мира может в определенный момент оказаться вредной для некоторых людей.

В любом случае не становитесь фанатиком. Сидя на некоторых диетах, некоторое время люди чувствуют себя прекрасно, а затем их потребности меняются. Особо подозрительного отношения заслуживают очищающие диеты — такие, как веганизм, сыроедение, макробиотическая диета, которые за короткое время дают превосходные результаты, но не поддерживают организм на последующих стадиях. Как бы убедительно ни звучали слова приверженцев конкретных диет, какой бы железной ни казалась их логика, в первую очередь доверяйте собственному телу.

Организму необходимы изменения. Зачастую одна болезнь скрывает другую, которая только и ждет, когда ваше здоровье пойдет на поправку, — тут-то она и покажет себя. Воспринимайте свое тело как транспортное средство, которое везет вас от одного жизненного этапа до другого. Фанатичная приверженность одной диете, даже той, которая на определенном этапе жизни идеально подходила вам, может лишить организм «строительного материала», необходимого для дальнейших метаморфоз.

До сих пор я решительно развенчивал силу воли и утверждал, что она не поможет придерживаться диеты. Но у силы воли есть и свои плюсы. (Не забывайте, что ее основная функция — «дополнять интуицию и разум в минуты сомнений».) С практической точки зрения, сколько бы вы ни старались, бывают случаи, когда вы просто не в состоянии уяснить смысл сигналов организма, — например, когда вы спешите, увлечены общением с людьми, переживаете эмоциональный разлад. На такой случай полезно подготовить правила диет, следовать которым вы сможете себя заставить. Формулировать эти правила следует в те моменты, когда сигналы организма предельно ясны. Составляйте списки правил, когда в них не нуждаетесь, а в случае необходимости применяйте их. Со временем они станут вашей второй натурой. Например, я всеми силами избегаю полуфабрикатов, содержащих гидрогенизированные жиры, хотя не ощущаю вредного влияния таких продуктов сразу же, особенно если жиров в них мало. Но в моменты предельной ясности этот пищевой ингредиент кажется мне отвратительным на вкус, поэтому я установил для себя такое правило.

Не думайте, что эти правила вводятся раз и навсегда. Ваша «симфония вибраций» — не законченное музыкальное произведение, а развивающийся шедевр, с каждой новой частью которого мелодии и темы меняются. Отдельные этапы вашей жизни могут быть созвучны совершенно разным диетам. Так, к примеру, перед серьезными переменами вы наверняка переживете период воздержания или умеренности и основу вашего рациона составит простая растительная пища, но еще чаще вы будете поститься. Затем, когда вы наберетесь сил перед новым прыжком в омут, организм потребует чего-нибудь новенького. Не бойтесь отказаться от диеты, если чувствуете, что она отслужила свое.

Полезно подвергать сомнениям правила питания, даже если их ввели вы сами в минуты предельной ясности. Потребности и вкусы меняются. Бывают ситуации, когда даже самые вредные продукты питания приносят пользу. К примеру, чистый белый сахар в небольших количествах применялся в древнеяпонской и древнеиндийской медицине. Периодически вдумчиво пробуйте еду, от которой когда-то отказались, сочтя вредной. Эта привычка приучит вас быть честным с самим собой и не даст вам впасть в «диетический догматизм».

Глава 10
КАК ОТЛИЧИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ
ОТ БОЛЕЗНЕННОГО ПРИСТРАСТИЯ

Никогда не поймешь, что значит «достаточно», пока не узнаешь, что значит «чрезмерно».

Уильям Блейк

Разве можно доверять нашим телам в вопросах питания, если они постоянно обманывают наше доверие болезненным пристрастием к вредной для нас еде?

Это происходит потому, что от еды мы ждем не только вкусовых наслаждений и питательных веществ, требующихся организму. В первую очередь еда для нас — отвлекающий фактор. К примеру, когда мне приходилось часами присматривать за маленьким ребенком, а он капризничал, льнул ко мне и постоянно чего-то хотел, во мне начинали закипать досада и раздражение, и меня порой так и подмывало что-нибудь пожевать — не от голода, а чтобы на время отвлечься, ненадолго отдохнуть. Так же поступают работники офисов и студенты, которые готовятся к экзаменам. Дело, которым они заняты, не вызывает у них энтузиазма, а возможность посидеть на столе с пакетиком чипсов представляется привычным, хоть и временным способом бегства от действительности. Но голодны ли эти люди? Требует ли пищи их организм? Разумеется, нет. Вдобавок такое рассеянное, машинальное поглощение пищи не дает ни распробовать ее вкус, ни насладиться им.

Еще один вид злоупотребления едой — подмена других видов заботы и прочих радостей, которых не хватает в нашей жизни. К примеру, больные депрессией зачастую жуют не переставая, лишь бы не впасть в подавленное состояние. Еда — примитивный способ утешиться, почувствовать себя более комфортно, но, сколько бы мы ни жевали, в нашей жизни не прибавится любви, заботы или позитива.

В детстве мальчиков побуждают есть как следует, помногу, чтобы расти крепкими и здоровыми. Таким образом, их приучают питаться по причинам, не имеющим отношения к голоду: есть, чтобы быть послушными, сильными, достойными похвалы[20]. Здесь мы имеем дело с потребностью в безусловном одобрении, которую пища никогда не удовлетворит.

Чтобы положить конец перееданию и кусочничеству, мало одной силы воли или самодисциплины. Кусочничество удовлетворяет потребность — возможно, в отвлекающих факторах или в утешении, — и если эта потребность остается неудовлетворенной, кусочничество будет возобновляться или сменится другой, еще более вредной зависимостью. Для офисного работника или студента, который постоянно что-то жует, проблема заключается не в кусочничестве, а в работе, которая не гармонирует с состоянием души. Когда мы поглощены увлекательным творческим делом, у нас не возникает желания спасаться от него бегством, устраивая перекус. Эскапизм, стремление отвлечься от самой жизни, зачастую оказывается причиной переедания во время приемов пищи. После еды придется вновь браться за дело, а если вам этого не хочется, у вас наверняка возникнет желание затянуть обед или ужин. Стыдить и винить себя за переедание бесполезно и неправильно. Вы вовсе не лентяй и не обжора. Проблема кроется гораздо глубже. Сознавать это отчасти отрадно: значит, вы не безнадежны. Однако речь идет о сложном испытании, поскольку отучиться от переедания — это не просто взять себя в руки и помнить о самодисциплине: потребуются серьезные изменения, скорее всего, в работе, взаимоотношениях, взглядах, окружающей обстановке. Переедание — признак некоего разлада в вашей жизни, признак того, что у вас серьезные затруднения.

Почти все сказанное о болезненных пристрастиях к еде можно отнести и к наркотикам. Наркоманам известно, что одной силы воли недостаточно, чтобы избавить их от опасной привычки. Болезненное пристрастие к еде можно рассматривать как проявление такой же зависимости (в сущности, все, что отвлекает или рассеивает наше внимание, чревато зависимостью). Эта зависимость не носит исключительно психологического характера: многим «пищевым наркоманам» известны ее физиологические механизмы. К продуктам питания, вызывающим зависимость, относятся сахар, некоторые специи, уксус, глютамат натрия и кофеин. В той же степени, в которой плотные трапезы (и продолжительное физиологическое состояние насыщения) ассоциируются с отдыхом и прекращением умственной деятельности, переедание можно по праву считать физической зависимостью.

Иногда болезненные пристрастия к еде говорят о подлинных потребностях организма в конкретных питательных веществах, но обычно (особенно если речь идет о неполезной суррогатной пище) не имеют никакого отношения к еде. Еда в данном случае лишь заменитель: сахар заменяет сладость жизни, глютамат натрия — интерес и жажду жизни, обильная пища — заботу в целом. Если как следует прислушаться к своему организму, вы сможете отличить настоящий аппетит от психологического пристрастия, которое мы проецируем на еду.

В сущности, это не так сложно. Как правило, различия между ними очевидны. В случае с перееданием и кусочничеством просто задайте себе вопрос: «А я сейчас голоден?» Только и всего, все гениальное просто. Если вы не голодны, значит, вы едите, утоляя какой-то иной аппетит. Даосская поговорка «ешь, когда голоден, пей, когда испытываешь жажду, спи, когда устанешь», образец почтительного отношения к природе и организму, — краткое изложение основополагающего принципа йоги питания.

Вы сами не знаете, голодны или нет? Порой люди так долго пренебрегают сигналами организма, что перестают распознавать даже такие простые ощущения, как голод. Из-за постоянных перекусов они, возможно, никогда и не чувствовали настоящего голода. Если это относится и к вам, советую некоторое время воздерживаться от еды. Дождитесь момента, когда будете уверены, что хотите есть. Несколько пропущенных перекусов или даже стандартных приемов пищи вам не повредят (если вы не больны диабетом или острой гипогликемией). Когда проголодаетесь, не спешите, подробнее ознакомьтесь с физическими и эмоциональными аспектами этого ощущения, а затем утолите голод медленно и вдумчиво.

Если вас тянет на какую-то особую пищу, задайте организму прямой вопрос: почему именно эта пища, а не какая-то другая? Иногда помогает вербализация вопроса: «Тело, ты правда этого хочешь?» (Понимаю, звучит глупо, но часто помогает. Попробуйте!) Задавая его, представьте себе весь процесс питания и опыт, связанный с ним, все, что происходит до еды, во время еды и особенно после нее. Как ощущается насыщение на физическом уровне? Вы сумеете понять, откуда исходит тяга к пище[21].

При обращении к телу с вопросами дыхание является бесценным инструментом. Почувствовав болезненную тягу к какой-либо еде, сначала попробуйте определить, где именно в организме она гнездится: возможно, в животе, в солнечном сплетении, груди, горле, глубине ротовой полости или где-нибудь еще. Затем сделайте вдох этим очагом болезненной тяги. Почувствуйте или представьте, как воздух проникает в него. Затем спросите организм, чего он хочет: на вдохе ответ будет гораздо более четким.

Этот прием особенно полезен в случае с перееданием во время стандартных приемов пищи, когда мы съедаем больше, чем требуется организму. Вспомните, как в предыдущей главе мы постепенно уточняли позу Маха-мудра, как при выдохе наблюдали за организмом, следили за своими ощущениями, постепенно доходя до предела своих возможностей. Дыхание — мост между разумом и телом. Во время еды, гадая, достаточно ли вы съели, просто продлите паузу, помедлите с пустым ртом и сделайте глубокий, неторопливый, полноценный вдох. Он автоматически обеспечит вам устойчивую связь с организмом, и вы поймете, действительно ли он хочет, чтобы вы продолжали есть. Переедание, обжорство неразрывно связаны с поверхностным дыханием, особенно с неглубокими вдохами.

Но помните, что глубокое и неторопливое дыхание — отнюдь не фокус, который поможет вам перестать есть. Вопрос должен быть откровенным. Что бы ни ответило вам тело, доверьтесь ему.

Вполне возможно, вы все-таки решите съесть первый или четвертый кусок торта потому, что его жаждет ваше тело; может быть, эта жажда мешает поддерживать связь с ним. Так или иначе, примите решение и порадуйтесь! Следите лишь за тем, чтобы осознанно смаковать каждый съеденный кусок и радоваться ему. Прочувствовав вкус торта, близко познакомившись с ним, ваше тело лучше поймет, что это такое. В следующий раз болезненная тяга будет не столь сильной: зная, что представляет собой торт, ваш организм вряд ли согласится на такую замену удовлетворения иных потребностей (см. к примеру главу о сахаре). Согласно высказыванию Блейка, необходимо знать, что такое «чрезмерно», а в нашем случае путь к такому знанию лежит через ощущения, мысли и чувства, касающиеся переедания.

Совет «примите решение и порадуйтесь» способен вызвать прилив веры в свои силы и глубокое чувство освобождения. Мы рассуждаем так: как можно радоваться тому, что я дал себе волю? А если я объемся? Если разом съем целую коробку конфет? Или даже две коробки? А если вообще потеряю власть над собой?

Именно это я и предлагаю сделать. Потерять власть над собой. Перестаньте контролировать себя, доверьтесь высшему разуму. Это нормально, это совершенно в порядке вещей. Тело вам друг, притом мудрый друг. Скорее всего, вы обнаружите, что умеренность придет к вам сама — достаточно только дать себе искреннее разрешение выбирать все продукты, какие душе угодно[22]. Бороться с собой незачем. Можно возразить, что слова «я съем столько, сколько захочу» люди часто приравнивают к словам «я съем столько, сколько смогу», но предполагать такое можно, лишь исходя из предпосылки, что мы по природе склонны действовать себе во вред, безрассудны и невоздержанны. «Сколько смогу» по определению больше, чем «сколько захочу». Обжорство, разгул, регулярные переедания — все это проявления войны против самих себя, а не нашего истинного «я», выпущенного на свободу. Для таких людей чувство вины — лучший соус к любому блюду. Увы, придется вам обходиться без него, если вы хотите прислушиваться к сигналам тела и воспринимать их без искажений. Смиритесь со своим выбором, даже если он нарушает все известные вам правила здорового и полезного питания, а затем сосредоточьтесь на происходящем и наслаждайтесь им.

Так же внимательно понаблюдайте за последствиями подобного приема пищи. Люди, которым свойственно переедать, часто едят еще больше, чтобы отвлечься от дискомфорта. Отвлекающие факторы в современной жизни настолько вездесущи, что мы даже не замечаем, как наносим ущерб режиму собственного питания. Тело жалуется на последнюю выпитую банку газировки, но вы его не слышите: вы увлеклись телепередачей.

Поэтому у вас и не закрепляется связь «от газировки мне становится нехорошо». Если та или иная пища вызвала у вас дискомфорт, настоятельно необходимо терпеливо прочувствовать его. Таким образом, опыт, связанный с питанием, ассоциируется с его последствиями, а не только с удовольствием, которое еда доставляет, попадая в рот.

Самый коварный способ отвлекаться от последствий неразумного питания (а также от других зависимостей) — обещания «это было в последний раз», «завтра сяду на диету», «завтра буду есть поменьше». Мы переключаем мысли на чудесное будущее и отвлекаемся от настоящего. И неудивительно: от настоящего с вздутием живота, ощущением тяжести и сонливости хочется сбежать. Но не прочувствовав этот дискомфорт полностью, человек обречен сталкиваться с ним вновь и вновь, пока не привыкнет воспринимать его как неотъемлемую составляющую переедания. Чтобы не повторять этот опыт, его следует сделать менее терпимым (полностью ощутив дискомфорт), а не более сносным (с помощью фантазий о завтрашнем дне). Так что признайте, что все эти обещания коварны, что на самом деле они не что иное, как отвлекающие факторы, и вернитесь в настоящее, каким бы неудобным оно ни было[23].

Общеизвестно, что цивилизованному человеку свойственно избегать боли и отрицать ее, и это же относится к любым, даже самым ничтожным неудобствам. Снотворные препараты, аутотренинг, болеутоляющие и многочисленные отвлекающие факторы притупляют наше восприятие жизни. Когда болит голова, мы тянемся за аспирином, когда у нас изжога — за антацидом, когда нам тревожно или грустно, мы погружаемся в приятные воспоминания и мечты. Таким образом, мы не ассоциируем последствия наших поступков с самими поступками. У хаотичных последствий поступков есть название: карма.

Но гораздо менее известен тот факт, что мы избегаем столкновений не только с болью, но и с удовольствием. Даже незначительное удовольствие, прочувствованное во всей полноте, может оказаться на редкость мощным. Празднования зачастую становятся бегством от этой остроты впечатлений, попыткой двинуться дальше. В следующий раз, испытав восхитительную гордость за свои достижения, постарайтесь прочувствовать ее. Очень скоро наш разум попытается извлечь из нее новые преимущества и дополнительные радости. В половых сношениях нашей культуре свойственно преувеличивать значение оргазма как кульминации и финала наслаждения. Во время еды мы торопимся положить в рот следующий кусок, не порадовавшись предыдущему. Не приобретая завершенного опыта боли и наслаждения, мы ведем обрывочную, бессвязную жизнь.

Осознанное дыхание помогает скрепить узами фрагменты нашей жизни и нашего «я». Оно возвращает нас в данную минуту, в «здесь и сейчас». За едой сделайте паузу, вдохните, чтобы изменить привычке глотать кусок за куском, осознайте происходящее. При этом путы порабощающей привычки ослабеют. Вы не только получите более отчетливый сигнал от тела, но и, скорее всего, последуете ему. И вам не придется обещать себе, что последуете когда-нибудь потом: это или произойдет само собой, или вообще не случится. Пауза для глубокого дыхания не должна наступать строго по расписанию или зависеть от того, сколько вы съели. Доверьтесь силе дыхания, и будь что будет. Напряжение спадет. Помните: если вы прибегаете к силе воли, значит, вы принуждаете себя к тому, чего на самом деле не хотите. Действуя осознанно с помощью дыхания, вы подстраиваетесь к различным уровням желаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: