8. Выходим на один из трудных моментов ЛС: работа с примерами для подтверждения главного тезиса (К2) -
· необходимо привести 2 примера;
· примеры должны быть из указанного текста;
· примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне;
· необходимо указать роль языковых единиц в тексте
В слабых классах можно предложить такие памятки-информаторы:
«Словарь лингвистических терминов» и «Роль изобразительно-выразительных средств языка» (Приложение2).
9. Теоретики системы образования обвиняют нас, практиков, в натаскивании учеников, но когда другие средства не помогли научить девятиклассников свободно строить лингвистическое высказывание, то полезна будет и работа по шаблону. Большинство учащихся способно создать лингвистическое высказывание по трафарету-шаблону с использованием карточек-информаторов. ( Приложение 3. )
10. Самостоятельная работа по созданию лингвистического высказывания с обязательным оцениванием по критериям.
Результаты могут быть разные, и нельзя с уверенностью сказать, что все учащиеся легко проанализируют цитату и подберут аргументы по теме высказывания, но уже то, что данная работа для них привычна и не является необычным видом деятельности, позволяет надеяться, что в психологическом плане на экзамене они будут чувствовать себя хотя бы более комфортно по сравнению с теми учениками, которые не получил подобного уровня тренинга.
|
|
Приложение 1
Лексические и грамматические явления языка | |
Лексические явления Морфемы § корень § приставка § суффикс Универсальные лексические категории § омонимы § синонимы § антонимы § паронимы Лексика активного и пассивного запаса § общеупотребительная лексика § диалектизмы § профессионализмы § жаргонизмы § эмоционально окрашенные слова § архаизмы § историзмы § неологизмы § заимствованные слова § старославянизмы § разговорная лексика § просторечные слова § книжная лексика § термины § фразеологизмы Тропы § метафора § гипербола § олицетворение § литота § эпитет § аллегория § перифраза | Грамматические явления ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные § имя существительное § имя прилагательное § имя числительное § местоимение § глагол § причастие § деепричастие § наречие б) служебные § предлог § союз § частица в) междометия (ой, ах и т.д.) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: § способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) § повествовательные, побудительные, вопросительные предложения § восклицательные и невосклицательные предложения § простые предложения § двусоставные и односоставные предложения § типы односоставных предложений § (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) § неполные предложения § распространённые и нераспространённые предложения § обращения § однородные члены § обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) § уточняющие и поясняющие члены § вводные слова и предложения § прямая речь § диалог § сложносочинённые предложения § сложноподчинённые предложения § бессоюзные предложения Синтаксические средства художественной изобразительности § риторические восклицания § риторический вопрос § риторическое обращение § анафора § эпифора § инверсия § умолчание § бессоюзие |
Приложение № 2
|
|