Налоговый кодекс как основа системы налогообложения

В Республики Беларусь разработан Налоговый кодекс, который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, устано­вивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретно­го налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа, которые затем преобразованы в Инструкции, отмененные в настоящее время. Налоговая сис­тема гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воз­действие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предприни­мательской инициативы. В этой связи назрела необходимость ре­формирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффек­тивного, равного и справедливого налогообложения объектов эко­номической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанав­ливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, по­шлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм соб­ственности, организационно-правовой формы предприятия, граж­данства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и одно­значное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объек­ты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уп­латы, льготы, налоговые санкции и др.

Налоговый кодекс являет­ся документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых от­ношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на теку­щий год. Таким образом, обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономи­ческой ситуации в республике.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматри­вать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным закон­ным основанием для отчуждения собственности юридических и фи­зических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества.

Равенство налогоплатель­щиков перед законом выступает как экономическое равенство, ког­да за основу размеров налоговых изъятий принимается фактичес­кая способность к уплате платежей путем сравнения базовых по­казателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юриди­ческих и физических лиц оставляет им свободу действий за преде­лами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наи­более выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем заклады­ваются функции, регулирующие и стимулирующие развитие при­оритетных для государства отраслей экономики и отдельных про­изводств.

Таким образом, Налоговый кодекс играет роль важ­нейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованно­сти которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: