Под воздействием алкоголя или наркотиков в мезолимбических отделах мозга происходит интенсивный выброс катехоламиновых нейромедиаторов, в первую очередь дофамина, что усиливает возбуждение системы подкрепления. Оно сопровождаетен мощными положительными эмоциональными переживаниями, составляющими «базис» влечения. Повторные приемы ПАВ ведут к истощению запасов нейромедиаторов, вследствие чегo «нормальный» импульс уже не вызывает достаточного возбуждения в системе подкрепления. Результатом этого становятся психофизический дискомфорт, падение настроения, ощущение вялости, слабости, скуки.
Дофаминэргическая система активируется также действиями иных факторов: экстремальным риском, азартом игрока или охотника… Она вознаграждает наши усилия и обеспечивает ощущение удовольствия, необходимое для полноценной жизни. Она же способствует и формированию зависимости от наркотика. Кроме дофаминовой системы, в регуляции настроения участвует еще и опиоидная (эндорфиновая), которая вырабатывает эндогенный морфин и тем самым снимает симптомы стресса [78].
Мотивы потребления алкоголя, пожалуй, более разнообразны и лучше изучены, нежели мотивация приема наркотиков, где, как считается, с самого начала доминирует стремление к эйфории.
Классификация мотивов потребления алкоголя по Завьялову В.Ю. [27]:
А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
1. Традиционные (праздники, годовщины и т.п.);
2. Субмиссивные (подчинение давлению других людей, особенно референтной группы);
3. Псевдокультурные (определяются алкогольными ценностями специфической среды).
Б. ЛИЧНОСТНЫЕ МОТИВЫ
1. Гедонистические (эйфория, расслабление);
2. Атарактические (нейтрализация негативных переживаний, снятие стресса, тревоги);
3. Гиперактивации поведения («для храбрости», «от скуки» и т.п.).
В. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
1. Похмельный мотив («подлечиться с утра», снять проявления абстинентного синдрома);
2. Патологическое влечение к алкоголю (ПВА);
3. Самоповреждение, стремление пить «назло всем».
Традиционная мотивация - употребление алкоголя по санкционированным в данной микросреде поводам (праздники, банные дни, банкеты, деловые встречи и др.) Алкоголики умело используют любой удобный повод для выпивки и искусно создают питейные ситуации, ловко втягивая в них окружающих, что долго маскирует их патологическую потребность в опьянении.
Субмиссивная мотивация - употребление алкоголя связано с повышенной подчиняемостью, неспособностью незрелой личности противостоять натиску пьющих, оградить себя от негативных влияний, с нежеланием отвечать за свои действия. Овладевает стадное чувство «быть как все, не выделяться, не быть белой вороной». Псевдокультурная мотивация - употребление алкоголя отражает желание привлечь к себе внимание окружающих утонченным знанием редких напитков, особых рецептов коктейлей, изысканностью ритуалов выпивки, желанием почувствовать принадлежность к высшему обществу, к золотой молодежи.
Гедонистическая мотивация - прием алкоголя связан с жаждой удовольствия, стремлением к чувственным наслаждениям, с эпикурейскими наклонностями. По-видимому, во все времена данный вид мотивации был одним из наиболее распространенных, о чем свидетельствуют памятники литературы.
Атарактическая мотивация - алкоголь употребляется с целью смягчить состояние эмоциональной напряженности, тревоги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенности. Прием алкогольных напитков мотивируется стремлением «отключиться» от горьких воспоминаний, навязчивых опасений, тревожных предчувствий. Объясняется необходимостью «разрядиться, расслабиться, успокоиться, собраться с мыслями, перевести дух».
Мотивация гиперактивации поведения - алкоголь употребляется в качестве допинга для того, чтобы поднять тонус, стимулировать воображение и творческую деятельность, улучшить работоспособность.
Заметим, что классификацию мотивов потребления алкоголя, предложенную В.Завьяловым, вряд ли можно использовать применительно к наркотикам. Во-первых, в данном случае «потребление» не может иметь адекватной социально-психологической мотивации, поскольку речь идет о нелегитимных средствах. Во-вторых, с учетом фактора нелигитимности и асоциальной направленности наркопотребления, группа личностных мотивов автоматически переходит в разряд строго «патологических» мотивов. С другой стороны, наркотики, точнее, психотропные препараты, широко применяет современная медицина как раз в целях лечения пациентов, а, следовательно, не исключено, что те, кто употребляет их без назначения врача, могут понимать это как «самолечение». В.В.Шабалина [81] показывает, что на разных стадиях развития наркотической зависимости доминируют разные функции ПАВ:
1. познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания);
2. гедоническая функция (получение удовольствия);
3. психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение);
4. компенсационная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.);
5. стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности);
6. адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики);
7. анестетическая функция (избегание боли).
Личко и Битенский полагают, что у подростков мотивация потребления в определенной степени зависит от типа акцентуации характера. Так, подросток неустойчивого типа просто ищет еще один способ поразвлечься. Истероида и гипертима влечет необычность переживаний, возможность выделиться из общей массы и привлечь к себе внимание. Шизоид использует наркотик, чтобы приглушить внутренний конфликт, облегчить контакты со сверстниками, стимулировать аутистические фантазии. Эмоционально-лабильный подросток использует наркотик для снятия стресса [40]. В зарубежной литературе мотивы злоупотребления иногда делят на три группы: позитивные (наслаждение), негативные (снятие стресса и тревоги) и нейтральные (приспособление к окружению). Также известно, что среди части подростков популярен миф о том, что некоторые наркотики повышают творческий потенциал личности.