Ключевые понятия
Эго (от лат. ego – я) – психологический термин, используемый в значении, близком к индивидуальному Я. З.Фрейд выделил под этим названием одну из составляющих целостной психической структуры человека.
Либидо (от лат. libido – влечение, желание, стремление). З.Фрейд определил либидо как энергию влечений, прежде всего сексуальных, и использовал данный термин для объяснения причин психических расстройств, а также психического развития человека.
Сублимация (от лат. sublimo – возвышаю) – переориентация влечения (либидо) на иную цель и преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.
Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первоначальная идея. Согласно К.Юнгу, архетипы наряду с инстинктами являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах “коллективного бессознательного”.
Неопозитивизм – одно из основных направлений западной философии XX в. Возник и развивался как течение, претендующее на решение актуальных философско-методологических проблем.
|
|
Верификация (от лат. verus – истинный и facere – делать) – методологическое понятие в позитивистской философии, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений на основе их эмпирической проверки.
Принцип фальсифицируемости предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верификации.
Экзистенциализм – философское течение XX в., выдвинувшее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
Герменевтика – философское течение, акцентирующее внимание на теоретически выверенном истолковании текстов.
Структурализм – общее название ряда направлений в социогуманитарном познании, связанных с выявлением структур в разных областях культуры: языке, литературе, искусстве и т.д.
Постмодернизм – буквально означает то, что после “модерна” или современности. Возникновение связано с критикой классической философской парадигмы неклассической философией (марксизм, психоанализ, структурализм). Результатом этой критики стал распад субъекта как центра системы представлений (репрезентаций).