Основные школы и направления

Ключевые понятия

Эго (от лат. ego – я) – психологический термин, использу­е­мый в значении, близком к индивидуальному Я. З.Фрейд вы­де­лил под этим названием одну из составляющих целостной психической структуры человека.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание, стремление). З.Фрейд определил либидо как энергию влечений, прежде всего сексуальных, и использовал данный термин для объяс­нения причин психических расстройств, а также психи­чес­кого развития человека.

Сублимация (от лат. sublimo – возвышаю) – переориен­та­ция влечения (либидо) на иную цель и преобразование энер­гии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одоб­ряемую деятельность.

Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ) – про­об­раз, первоначальная идея. Согласно К.Юнгу, архетипы на­ря­ду с инстинктами являются врожденными психическими струк­турами, находящимися в глубинах “коллективного бес­соз­нательного”.

Неопозитивизм – одно из основных направлений запад­ной философии XX в. Возник и развивался как течение, пре­тен­дующее на решение актуальных философско-методо­ло­ги­ческих проблем.

Верификация (от лат. verus – истинный и facere – делать) – ме­то­до­логическое понятие в позитивистской философии, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений на основе их эмпирической проверки.

Принцип фальсифицируемости предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верификации.

Экзистенциализм – философское течение XX в., вы­двинувшее на передний план абсолютную уникальность че­ловеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Герменевтика – философское течение, акцентирующее вни­мание на теоретически выверенном истолковании тек­стов.

Структурализм – общее название ряда направлений в со­цио­гуманитарном познании, связанных с выявлением струк­тур в разных областях культуры: языке, литературе, искус­стве и т.д.

Постмодернизм – буквально означает то, что после “мо­дер­на” или современности. Возникновение связано с кри­ти­кой классической философской парадигмы неклассиче­ской фи­лософией (марксизм, психоанализ, структурализм). Ре­зуль­татом этой критики стал распад субъекта как центра си­стемы представлений (репрезентаций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: