XX в. выдвинул целый ряд принципиально новых идей, противопоставляя их философской классике.
Психоанализ – наиболее влиятельное идейное течение, основателем которого был З.Фрейд (1856–1939). Ученый в своих рассуждениях основывался на гипотезе о существовании бессознательного в человеческой психике. В связи этим он подразделял психику на три уровня: Оно (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний); Сверх-Я (инстанция, олицетворяющая императивы долженствования и социокультурные запреты); Я (сознание субъекта). Человек в своей жизни, по Фрейду, руководствуется двумя принципами – удовольствия и реальности. Разрешение внутренних конфликтов, вызванных их столкновением, он видел в сублимации – переключении энергии либидо с низменных целей и объектов на возвышенные. Провозгласив, что “Я не является хозяином в своем доме”, он тем самым увлекал исследователей на путь изучения бессознательного, без чего человек не сможет жить разумно и нравственно.
|
|
В начале 1920-х гг. в Западной Европе заявила о себе философия экзистенциализма. Экзистенциализм возник в Германии (М.Хайдеггер, К.Ясперс), позже, в годы Второй мировой войны, – во Франции (Ж.-П.Сартр, А.Камю). В центре внимания философов-экзистенциалистов оказались индивидуальные жизненные вопросы смысла жизни, вины и ответственности, отношения человека к своему призванию и смерти. Главная проблема экзистенциализма – проблема существования (экзистенция). Побуждение к подлинному существованию содержится в таких феноменах, как страх (К.Ясперс, М.Хайдеггер), тошнота (Ж.-П.Сартр), скука (А.Камю). Онтологический смысл их состоит в том, что человеку как бы открылась “бездна” бытия, о которой он не знал. А это требует принятия решения, не гарантирующего какого-либо успеха. Поскольку человек, который ничего не желает, совпадает со своей вещественностью, постольку он должен выбирать. Выбор – это свобода. Смысл жизни только в сфере свободы, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. “У человека нет алиби”, – заявил Ж.-П.Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности.
К крупнейшим представителям религиозно-философской мысли XX в. принадлежат католические философы Э.Жильсон, Ж.Маритен, Г.Марсель, Т. де Шарден, протестантские мыслители К.Барт, П.Тиллих, иудаист М.Бубер.
Неотомизм – течение современной католической философии Запада, основанное на учении Ф.Аквинского. Во главу угла неотомисты ставили его идею о гармонии веры и разума. Они полагали, что предлагаемая доктрина обладает универсальными возможностями и поднимается над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Диалог церкви и светского общества рассматривался ими как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в современную культуру.
|
|
Ортодоксальным неотомистским представлениям в рамках современного католицизма противостоит реформаторское течение – тейярдизм. Его родоначальник Тейяр де Шарден (1881–1955) пытался осуществить синтез науки и веры, а также религии и деятельности христианина. Однако убеждение Тейяра о естественном происхождении человека переплеталось с его же выводом о тождестве космического процесса и сотворения мира Богом.
В XX в. дальнейшее развитие получает рационалистическая тенденция в западноевропейской философии. Ее продолжают неопозитивизм и аналитическая философия. Неопозитивизм – тот же логический позитивизм (М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн и др.). Базовая программа логического позитивизма выражена в принципе верификации: научный смысл имеют те предложения, которые прямо или косвенно допускают их сведение к непосредственному чувственному опыту индивида. Однако очень скоро выяснилась сомнительность подобных заявлений. К.Поппер, заменивший принцип верификации принципом фальсификации, т.е. опровержимостью любого научного утверждения, также не смог решить данной проблемы. В его работах отражены истоки постпозитивизма – течения, где заявляли о себе представители “философии науки” Т.Кун, И.Лакатос. Основные черты данного течения: ослабление внимания к логике; активное обращение к истории науки; переключение познания на изучение динамики его развития; отказ от каких бы то ни было жестких разграничений эмпирии и теории; стремление представить развитие знания как единство количественных (“нормальная наука”) и качественных изменений (научные революции).
Начиная с 50-х гг. на Западе все более входит в обиход термин аналитическая философия. Ее ядром становится философия лингвистического анализа (Л.Витгенштейн Б.Рассел). Основная задача лингвистического анализа (философии языка) заключается в исследовании повседневного языка, с целью обнаружить источник философских псевдопроблем и выявить подлинный смысл неправильно употребляемых слов.
Аналитическая философия тесно связана с герменевтикой, которая поставила проблему понимания текстов. Согласно Х.-Г.Гадамеру, основу познания всегда составляет “предварительное понимание”, заданное традицией, в рамках которой можно жить и мыслить. Носителем понимания традиции является язык.
В 60–70 гг. широкое распространение в франкоязычной философии получил структурализм – попытка выявления глубинных универсальных ментальных структур, которые проявляются в социуме на всех его уровнях – в математике, литературе, бессознательных психологических моделях и т.д. К.Леви-Стросс стремился постичь универсальные структуры общества через исследование мифов. Ж.Лакан занимался проблемой бессознательного с позиции его текстуального характера, укорененного в языке. М.Фуко изучал исторически сменяющиеся структуры, которые определяли условия возможности теорий, наук, мнений в различные исторические периоды (“эпистемы”).
В 80-е гг. XX в. в западноевропейской культуре укоренился термин “постмодернизм”. Идеалом для постмодернизма является “единство” предметных полей – науки, искусства, философии, религии и т.д. Средством для этого должен стать “тотальный критицизм”, или “контрфилософский дискурс”. Программная идея постмодернизма: философствование без субъекта.
Последняя четверть ХХ в. на Западе была отмечена появлением идеологии неоконсерватизма, сформулированной М.Фридменом, И.Кристолом и др. Ее представители постулируют необходимость создания социального рыночного хозяйства, подчинения индивида государству, обеспечения политической и духовной общности граждан, выдвижения на первый план внешнеполитической ситуации, а также принципов “элитарной демократии” и др. Усиление консервативных тенденций в политике и идеологии развитых стран Запада происходит параллельно с ужесточением их внешнеполитического курса, проведением политических, экономических и идеологических акций, направленных на возрождение политики с позиции силы.
|
|
Современная философская мысль Запада, как мы видим, находится в движении, постоянном поиске, приносящем зачастую новые и совершенно неожиданные результаты. Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы правильно понять и оценить ее достижения.