Примерная тематика

1. Понятие экономических и бухгалтерских затрат.

2. Классификация затрат в зависимости от влияния на них изменений в объеме производства.

3. Релевантные и нерелевантные затраты.

4. Состав затрат, включаемых в себестоимость.

5. Виды себестоимости продукции.

6. Классификация затрат по их экономической однородности.

7. Классификация затрат по месту их возникновения.

8. Классификация статей затрат по основным признакам.

9. Структура себестоимости.

10. Определение плановой себестоимости продукции.

11. Расчет материальных затрат.

12. Расчет трудовых затрат.

13. Методы расчет амортизационных отчислений, применяемых в России.

14. Методы расчет амортизационных отчислений, применяемых в зарубежной практике.

15. Порядок разработки сметы затрат.

16. Расчет процентной ставки косвенных расходов.

17. Гибкие сметы затрат.

18. Виды калькуляций.

19. Методы калькулирования себестоимости продукции.

20. Функциональное калькулирование затрат.

21. Определение точки безубыточности при использовании стоимостных измерителей объема производства продукции.

22. Выбор объема производства.

23. Маржинальный подход с учетом лимитирующего фактора.

24. Альтернативные затраты, релевантность.

25. Статистические методы инвестиционных расчетов.

26. Динамические методы инвестиционных расчетов.

27. Основные принципы расчета издержек обращения.

28. Проблемы согласования целей.

29. Элементы управленческого контроля.

30. Формальные и неформальные контрольные системы.

31. Технологические, регулируемые и фиксированные затраты.

32. Планирование и контроль регулированных затрат.

33. Факторы, влияющие на системы внутреннего контроля.

34. Методы трансфертного ценообразования.

35. Трансфертные цены на несовершенном рынке.

36. Международное трансфертное ценообразование.

5.1.2 Самостоятельное изучение следующих тем:

Тема 7. Контроль затрат.

Вопросы для самопроверки:

1перечислить функции внутреннего контроля.

2.из чего состоит внутренний контроль.

3.перечислить факторы, влияющие на системы внутреннего контроля.

Тема 8. Трансфертные цены.

Вопросы для самопроверки:

1.какие методы трансфертного ценообразования вы знаете.

2.Метод «Издержки+».

3.какие конфликты могут быть при установлении трансфертных цен.

4. международное трансфертное ценообразование.

5.1.3 Дополнительное:

-изучение материала дисциплины по конспекту лекций, периодическим изданиям, методическим разработкам;

-самостоятельное изучение нормативных документов, принятых в период изучения дисциплины;

-написание студентами контрольной работы.

5.2 Индивидуальные занятия включают:

-консультации по изученному материалу;

-расширенное изучение тем дисциплины.

6. Учебно-методические обеспечение дисциплины.

Список рекомендуемой литературы

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Изд-во «Спарк», 1997.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2..

3. Положения по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» //Положения по бухучету (ПБУ 1-20) с приложениями и методическими указаниями Министерства финансов РФ. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004.

5. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 76-ФЗ от 23.06.2003.

6. ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002.

7. ФЗ «Об акционерных обществах» № 120-ФЗ от 7.08.2001.

8. ФЗ «Об общества с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8.02.1998.

Основная литература:

1. Белов А.М. Экономика организации (предприятия). – М., 2003.

2. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. - М.: Изд-во Михайлова В.А.,2007.

3. Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М., 2004.

4. Зайцев Н.Л. Экономика организаций.- М.: ЭКЗАМЕН, 2006.

5. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Маркетинг, 2005.

6. Трубочкина Т. Управление затратами предприятия.-М.:Финансы и статистика.2004.

7.Хамидуллина Г.Р. Управление затратами: планирование, учет, контроль и анализ издержек обращения.-М.:Изд. «Экзамен», 2004.

8.Экономика предприятия /Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: Юристъ, 2003.

9.Экономика предприятия /Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандера. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001.

10.Экономика фирмы:/ Под ред. И.О. Волкова, В.К. Скляренко.- М.:ИНФРА – М, 2006.

Дополнительная литература:

1.Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.: Институт международного права и экономики. 1997. – 253с.

2.Котляров С.А.Управление затратами. – СПб:Питер, 2001.-160с.

3.Калькуляция себестоимости продукции в промышленности. Учебник.- М.:Финансы и статистика. 1989.

5. Экономика предприятия. Учебник.- М.:ИНФАРМ, 1997.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. классификатор возможных причин возникновения отклонений издержек обращения от их нормативных значений.

2. таблица распределения фактических затрат по центрам ответственности.

Лист согласования учебной (рабочей) программы дисциплины

Учебная (рабочая) программа разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080502.65 - Экономика и управление на предприятии АПК

Учебный план подготовки менеджеров по специальности 080502.65 -

Экономика и управление на предприятии АПК

Автор программы – Витебская Анжелика Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства

Учебная (рабочая) программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики и предпринимательства (рецензент - ___________, протокол №__ от _________ 2008 г.)

Зав. кафедрой ЭП

к.э.н. П. Н, Ульянкин «__» ______ 2008 г.

Учебная (рабочая) программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии экономического факультета (протокол № _______ от «__» __________ 2008 г.)

Председатель методической комиссии

экономического факультета

д.т.н., профессор В. М. Муров «__» _______ 2008 г.

Согласовано

Начальник учебно-методического

отдела Д. Ю. Загородняя

3. Методические рекомендации (материалы) преподавателям

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

-возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и государственному стандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов:

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа,

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. Практические задания должны состоять из относительно обособленных задач. Обособленность задач заключается в возможности независимого выполнения по каждой из них необходимых рас­четов и подготовки выводов. Это позволяет преподавателю, руководствуясь бюджетом учебного времени и профилем подготовки специалистов, регулировать состав задач, выполняемых студентом на занятиях и самостоятельно. Вместе с тем следует учитывать, что решение примерно 20% задач обусловлено резуль­татами расчетов и выводов ранее выполненных задач. Кроме того, невыполне­ние части пунктов заданий снижает значимость и комплексность подготовленных заключений.

Проведение практических занятий должно обес­печить прочное овладение студентом навыками экономической работы: полным и многоцелевым использованием имеющейся информации, разработкой макетов и грамотным оформлением соответствующих таблиц, применением разнообразных приемов решения задач сообразно конкретной хозяйственной ситуации и с учетом пол­ноты исходных данных, методикой вычислений.

В дальнейшем оформление таблиц, вычисления и другие аналогичные ра­боты должны выполняться студентами самостоятельно при подготовке к заня­тиям. Программа решения наиболее принципиальных или технически сложных задач предварительно намечается при коллективном обсуждении под руковод­ством преподавателя.

Одним из наиболее сложных вопросов преподавания дисциплины является выработка у студента обобщенного представления об экономических ре­зультатах работы фирмы в конкретной ситуации, раскрываемой совокупно­стью исходных данных. В определенной мере этому должно способствовать использование сквозного примера, а также обусловленность хода решения многих задач предшествующими расчетами. Чтобы решение задач не сводилось только к вы­полнению совокупности более или менее увязанных друг с другом задач, а представляло процесс приближения к синтезированному представлению об ито­гах финансово-хозяйственной деятельности фирмы и способах их улучшения, рекомендуется подго­товка каждым студентом заключения по завершенным задани­ям (темам). Заключения должны носить твор­ческий характер, выделять главные результаты оценки исходя из общественных интересов, заканчиваться предложениями по улучшению финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм.

Определенную роль в достижении поставленной цели может иметь ориен­тация студента на подготовку вариантов решений, находящихся в компетенции тех экономических служб фирмы, в которых ему предстоит работать. Стимулирует активную работу и требование обосновать подготовленные рекомендации.

Наряду с известными достоинствами проведения групповых практических занятий со сквозным примером очевидны и определенные недостатки такой формы обу­чения. Главный из них состоит в неравномерности усвоения учебного материа­ла студентами с разным уровнем подготовленности и активности, а, следова­тельно, в неодинаковой степени их участия в выработке конечных результатов. Это делает необходимым использование и других форм обучения, включая индивидуальные.

8. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на З0-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

9. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

10. Ниже приведены методические рекомендации по изучению отдельных тем курса «Управление затратами».

При изучении темы № 1 «Затраты и себестоимость»

рассмотрите условно-постоянные и переменные издержки. Обратите внимание на экономически однородные затраты. Уделите внимание структуре себестоимости (материальные затраты, затраты на оплату труда и т.д.).

При изучении темы № 2 «Планирование (бюджетирование) затрат» знать задачи, которые решаются на основе смет затрат на производство. Уметь рассчитывать материальные и трудовые затраты. Обратить внимание на расчет амортизационных отчислений двумя методами, применяемых в РФ на сегодняшний день. Уметь рассчитать процентную ставку косвенных расходов в зависимости от сферы производства, материальной сферы и сферы реализации. Знать преимущества гибких смет затрат.

При изучении темы № 3 «Калькулирование себестоимости продукции». Обратить внимание на отличие составления сметы затрат и калькуляции продукции. Рассмотреть методы калькулирования (попередельный, простой, позаказный и т.д.). рассмотреть факторы, которые влияют на калькулирование себестоимости продукции.

При изучении темы № 4 «Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений».

Уметь строить график точки безубыточности. Знать определение альтернативных затрат, релевантных и нерелевантных затрат. Уметь воспользоваться информацией о затратах.

11. Специфика решения тестовых заданий заключается в необходимости выбора из предложенных вариантов ответов правильного (или правильных). Тест поможет закрепить теоретический материал. Кроме того, по отдельным темам следует использовать комплекс задач, которые целесообразно решать со студентами как на практических занятиях, так и давать на самостоятельное рассмотрение.

13. Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при его проведении возникают по следующим темам:

Тема № 3 «Калькулирование себестоимости продукции»,

Тема № 4 «Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений».

4. Методические указания (рекомендации) студентам

4.1 Разъяснения по поводу работы с тестовыми заданиями и практическими задачами

Для закрепления разделов изучаемой дисциплины студентам предлагается решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в необходимости выбора из предложенных вариантов ответов правильного (или правильных). Тест поможет закрепить теоретический материал. Кроме того, к отдельным темам даны также практические задачи.

Материалы тестовых заданий или практических задач:

1. Объект изучения дисциплины «Управление затратами» - это:

а) экономические ресурсы,

б) предприятие,

в) факторы производства,

г) процесс принятия управленческих решений.

2. Основной целью фирмы как коммерческой организации в долгосрочном периоде является:

а) удовлетворение общественных потребностей,

б) реализация продукции,

в) доминирование на рынке,

г) получение прибыли.

3. к операционным расходам относят:

а) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств,

б) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями,

в) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием имущества, отличного от денежных средств,

г) все вышеперечисленное.

5. к внереализационным расходам относятся:

а) возмещение убытков, причиненных организацией другой стороне,

б) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями,

в) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием имущества, отличного от денежных средств,

г) расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств..

6. на основе классификации затрат по экономическим элементам составляется:

а) смета затрат на производство,

б) калькуляция.

7. группировка затрат по экономическим элементам позволяет:

а) распределять все затраты по экономическому содержанию,

б)устанавливать долю каждого элемента в общих затратах на производство.

в) все вышеперечисленное.

8. группировка расходов по статьям калькуляции отражает состав расходов в зависимости от:

а) их направления,

б) места возникновения,

в) все вышеперечисленное.

9. К прямым расходам относятся:

а) материалы, полуфабрикаты,

б) вспомогательные материалы,

в) заработная плата складских рабочих,

г)расходы по содержанию оборудования.

10. норма- это:

а)максимальная или минимальная величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции,

б) максимальная или минимальная величина расходования какого-либо ресурса на весь объем продукции,

в) минимальная величина расходования какого-либо ресурса на весь объем продукции.

11. перспективный анализ выявляет:

а)факторы и резервы роста предприятия,

б)факторы и количественную оценку их влияния на показатели себестоимости продукции,

б)определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня.

Задача1.

Шесть лет компания А производила только один вид продукции: простой электрический чайник для кипячения, примерно, полутора литров воды. Этот чай­ник стал первым на рынке, у которого была надежная система, выключавшая его в момент закипания воды. Он был также достаточно легким, чтобы его можно было переносить из одной комнаты в другую на подносе, имел современный дизайн и был довольно крепким. Много лет чайник очень хорошо продавался, а А ста­ла широко известной компанией в Великобритании и некоторых странах Европы.

С производственной точки зрения чайник состоял из:

• корпуса и крышки сделанных из нержавеющей стали, которые закупались А уже готовыми

• теплоизолированной ручки из проволоки и пластика (что служило также крыш­
кой для механизма выключения над отверстием для сетевого провода), закупа­
лась А уже готовой

• нагревающего элемента, который приобретался А в полуфабрикатах

• термостата и механизма выключения, которые предварительно собирались А из стандартных электрических комплектующих.

Термостат и механизм выключения как с технической точки зрения, так и в вопро­сах маркетинга являлись сердцевиной продукта, и были защищены большим коли­чеством патентов. Это было основной причиной, по которой А предпочитала полностью производить эту деталь, хотя все остальные составные части компания покупала в более или менее завершенном виде. Окончательная сборка, проверка (в основном эффективности электроизоляции) и упаковка также производились компанией А.

Сразу же после своего основания для А настали годы процветания. Автома­тический чайник был не только полезен в стране с большим потреблением чая. где семьям требовался удобный источник кипятка в нескольких разных комнатах в доме. Он также импонировал с точки зрения безопасности домохозяйкам, которые боялись, что чайник, оставленный без присмотра, может выкипеть, расплавиться и стать причиной пожара. Чайник А доказывал домохозяйкам свою безопас­ность каждый раз, когда он выключался после закипания воды. Выгода для компа­нии была также в том, что основная идея использования термостата была настолько проста, что основные патенты так и не оспаривались.

После первых двенадцати месяцев деятельности Пит Хоббс, соучредитель, прези­дент, управляющий директор и основной акционер компании сказал своей жене в канун Нового года следующее;

«Моя дорогая, вскоре мы сможем удалиться на покой во Францию. Мы произвели и продали 143 000 чайников по 39 долл. США каждый, но нам каждый чайник обхо­дится в 20,57 долл. США. Посмотри на эти цифры. Готовые компоненты для каждо­го чайника стоят чуть больше 10,50 долл. США, нам пришлось потратить всего 100 000 долл. США на комплектующие электрические детали для термостатов, рас­ходы на оплату труда были всего 1 128 000 долл. США (включая медицинскую стра­ховку), арендная плата составила 100 000 долл. США, отопление и освещение в этой продуваемой насквозь развалюхе обошлись всего в 17 000 долл. США, а все остальные общие издержки составили еще 95 000 долл. США. После Рождества у нас не осталось нераспроданных запасов на складах, у нас нет ни готовой продук­ции, ни деталей, ни сырья. Давай порадуемся, наша прибыль на каждый чайник со­ставила 18,43 долл. США".

Его жена была более реалистична:

«Не забудь всех работников администрации и отделов продаж. Они стоят 451 000 долл. США, включая рекламу. А что насчет тех станков, которые тебе пришлось ку­пить, не говоря уже об имитирующем устройстве в отделе технического тестирова­ния, компьютере и развозном грузовике. Миллион долларов! Мы так использовали станки и грузовик, что не смогли бы продать их даже как металлолом. Они изноше­ны и ничего не стоят. Мы почти банкроты".

Основываясь на приведенной выше информации:

а) Сколько стоило производство каждого чайника, и какой была валоваяприбыль в расчете на чайник? В) Какой была полная себестоимость каждого чайника, средняя чистая прибыль в расчете на чайник и нетто-прибыль до налогообложения для всей компании за год? с) Можем ли мы в реальной жизни использовать такого рода расчет себестоимости продукции в большинстве обычных производственных компаний? Если нет, то почему? D) Если полная себестоимость чайника составляла 40,00 долл. США, чему должна

была равняться продажная цена?

На основе доступной информации, которая, как и большинство коммерческой ин­формации очень неполная, счет прибылей и убытков А за первый год дея­тельности выглядел бы примерно следующим образом:

Пункты

Тыс. долл. США примечания

1. Продажи   5 577   143 000 изделий по 39,00 долл. США/чайник
2. Стандартные электродетали     для термостата и механизма выключателя
3. Готовые комплектующие 1 502   10,50 долл. США за изделие
4. Зарплата 1 128    
  Станки и прочие производственные накладные расходы     Предполагается, что к концу года действительно потеряют всю ценность
6. Стоимость проданной продукции   3 729 = сумма {п.2; п.5.}
7. Валовая прибыль   1 648 пункт 1. минус пункт 6.
8. Зарплата служащих      
9. Аренда      
10. Энергия      
11. Прочие накладные расходы      
12. Административные и расходы по продажам     сумма{п.8;п.11.}
13. Чистая прибыль   1 185 = п.7. минус п.12.

Задача2.

Исходные данные по производственной компании, выпускающей один вид продукции

Продажная цена единицы продукции 20

Переменные затраты на единицу продукции 12

Постоянные производственные затраты в месяц (плановые и фактические) 600

Непроизводственные накладные расходы в месяц 200

Начальные запасы в январе 0


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: