Промывочно-пропарочные предприятия предназначены для массовой подготовки цистерн к наливу нефтепродуктов и для производства их текущего ремонта, а также для подготовки цистерн к плановому ремонту. Эти предприятия размещают в районах добычи нефти, в местах расположения нефтеперерабатывающих предприятий, в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транспорта на железнодорожный.
Большое количество различных типов цистерн для перевозки грузов широкой номенклатуры (кислот, химических продуктов, пищевых продуктов, сжатых и сжиженных газов) готовят под погрузку предприятия-грузоотправителя. Основная масса специальных цистерн является собственностью промышленных предприятий.
Промывочно-пропарочные предприятия по форме организации производства разделяют на три вида: станции, пункты и механизированные поезда.
Промывочно-пропарочная станция (ППС) представляет собой железнодорожную станцию, специализированную на подготовке цистерн к перевозкам. Промывочно-пропарочный пункт занимает один из парков или часть путей станции. Промывочно-пропарочные поезда используют как временные предприятия.
|
|
Технология работы ППС достаточно сложна и требует взаимодействия работников ряда служб: перевозок, грузовой, вагонного хозяйства, а также представителей грузоотправителя. Поэтому работа регламентирована единым (общим) типовым технологическим процессом.
Схема пункта подготовки цистерн построена с учетом выделения подготовки цистерн из-под этилированного бензина и битумных вагонов в отдельные производственные участки. Перечень оборудования и его размещение определяются перечнем операций по подготовке цистерн:
- зачистка — удаление остатков грузов;
- пропарка — обработка паром;
- промывка;
- дегазация и сушка;
- протирка;
- проверка на взрывобезопасность;
- заправка клапанов сливных приборов;
- наружная очистка котлов (при подготовке в плановый ремонт);
- текущий безотцепочный и отцепочный ремонт цистерн.
Оборудование ППС должно обеспечивать качественное выполнение подготовки цистерн в соответствии с ГОСТ 1510—76 «Нефть и нефтепродукты» и очистку воды в соответствии с требованиями правил охраны окружающей среды. Схема ППС приведена на рисунке - 3.6.
Рисунок - 3.6. Схема промывочно-пропарочной станции:
пути: 1 - для подготовки битумных полувагонов; 12 - обработки цистерн из-под этилированного бензина; 13 - наружной обмывки цистерн; 14 - текущего ремонта; 15 - открытой эстакады; 16 - закрытой эстакады;
сооружения и оборудование: 2 - камера тепловой обработки бункеров; 3 - козловые краны; 4 - эстакады; 5 - помещение крытой эстакады; 6 - служебно-бытовые помещения; 7 - компрессорная и вакуум-станция; 8 - устройства очистки воды; 9 - теплопункт; 10 - насосная станция; 11 - ангар для наружной обмывки цистерн
|
|
Станция, на которой размещен пункт, должна иметь парки приема, отправления и сортировочный или совмещенные парки. Часть цистерн (30—35 %) не требуют подготовки, даже зачистки, и после предварительного осмотра не подаются на ППС; 25—30 % требуют холодной и 25—30 % горячей обработки, поэтому станция должна быть приспособлена для выполнения большого объема маневровых работ.
Основным оборудованием ППС являются эстакады, обычно двухсторонние, открытые и крытые (в помещениях). Эстакада представляет платформу, поднятую на высоту 3400 мм над уровнем головок рельсов, с которой производят все операции по очистке, промывке и пропарке котлов цистерн.
Промывочно-пропарочные станции имеют обширное и сложное хозяйство для обеспечения технологических процессов подготовки цистерн под налив:
- теплопункты или котельные для производства пара и горячей воды (расход на одну цистерну: пара от 50 до 480 кг, воды 12 м3);
- компрессорные станции (расход воздуха в свободном объеме для дегазации одной цистерны до 2400 м3);
- тепловые камеры для очистки битумных полувагонов;
- вакуумные станции;
- устройства для очистки воды;
- камеры для наружной обмывки вагонов;
- площадки для ремонта бункеров битумных полувагонов;
- химические лаборатории;
- пути текущего отцепочного ремонта вагонов (ТР-1).