1) восстановить путь развития человечества с целью прогнозов будущего;
2) попытка понять внутренний мир человека прошлого;
3) изучать исторические пути своей страны с целью осознания его специфики и выбора оптимального пути развития.
Для вузовского курса «Отечественная история» наиболее важна последняя задача.
Всё многообразие исторического прошлого различными исследователями чаще всего интерпретируется с точки зрения того или иного подхода.
Подходы к изучению истории
Подход (историческая школа) | Представители | Основные идеи |
1. Формационный подход (марксизм) | Карл Маркс Фридрих Энгельс | 1) основа общества – экономика 2) движущая сила истории – столкновение производительных сил (люди в процессе организации производства) и производственных отношений (тип общества – рабовладельческий, феодальный, капиталистический и т.д.) 3) все народы проходят одинаковые стадии развития. |
2. Цивилизационный | Н.Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби | 1) история мира – это процесс развития локальных цивилизаций (Египет, Индия, Китай, Европа, Россия и др.) 2) у каждой цивилизации свой экономический уклад, религия, социальная структура, форма власти 3) развитие цивилизации обеспечивает политическая и творческая элита |
3. Теория этногенеза | Л.Н. Гумилёв | 1) субъекты истории – этносы (народы), живущие ок. 1500 лет 2) движущая сила развития этносов – пассионарность – энергия живого вещества, дающая способность к сверхнапряжению сил. Она – результат действия космических излучений на генофонд народа 3) чем больше в народе людей-пассионариев со знаком «плюс», тем больше у этого народа шансов стать великим. |
4. Школа «Анналов» | М. Блок Л. Февр Ф. Бродель | 1) изучение общества как целостной системы без разделения на экономику, политику, культуру и т.д. 2) реконструкция менталитета человека прошлых эпох. Менталитет – общие психологические и мировоззренческие установки, определяющие поведение людей (понятия о жизни и смерти, отношение к труду, богатству, Богу, власти, своей стране и т.д.) 3) в центре внимания – среднестатистический представитель прошлого (средневековый крестьянин, городской буржуа раннекапиталистической Европы) |
В современной исторической науке предпринимаются попытки совместить важнейшие подходы.
|
|
ТЕМА 2.