«Норильский индустриальный институт». Введение

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Норильский индустриальный институт»

О.Н. Демченко

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие

Норильск 2014

УДК 1(075.8)

ББК 87 я73

Д 31

Демченко, О.Н. Философия [Текст]: учебно-метод. пособие /
О.Н. Демченко; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2014. – 215 с.

ISBN 978-5-89009-615-9

Учебно-методическое пособие содержит изложение основных теоретических проблем курса «Философия». Главная цель пособия – включить студентов в проблемную ситуацию и историко-философский контекст способов ее постановки и разрешения, развить навыки самостоятельного мышления, способствовать мировоззренческому самоопределению.

Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для обеспечения самостоятельной подготовки студентов. В каждой теме выделяются базовые понятия, даются компетентностно-ориентирован-
ные задания для текущего контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций, также представлены темы рефератов и эссе, примерный оценочный инструментарий для промежуточного контроля. Материалы пособия могут быть использованы для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

Пособие предназначено для студентов нефилософских специальностей, а также может быть полезным для аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами философии.

Утверждено редакционно-издательским советом Норильского
индустриального института в качестве учебно-методического пособия

Рецензенты: А. А. Контарев, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации;

В.Ю. Стеклянников, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дополнительного профессионального образования Норильского филиала Красноярского краевого института повышения квалификации.

ISBN 978-5-89009-615-9 © Демченко О.Н., 2014

© ФГБОУВПО «Норильский

индустриальный институт», 2014

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации всех сфер жизни российского общества возрастают требования к качеству подготовки будущих специалистов, способных к продуктивной и творческой профессиональной деятельности, обладающих широким кругозором, высоким уровнем культуры мышления и поведения.

В связи с этим актуализируется значимость философского знания как важнейшего компонента гуманитарного образования студентов технического вуза. Философия
всегда играла особую роль в становлении и формировании смысложизненных установок личности, связанных с многовековым опытом критически-рефлексивного осмысления ценностных оснований культуры и духовных запросов человеческого бытия. Результатом философского творчества являются новые мировоззренческие идеи. Сегодня философия призвана разработать систему новых мировоззренческих принципов и идей, опираясь на которые можно было бы найти стратегии жизнедеятельности глобализирующегося человечества, адекватные вызовам нашего времени.

Философия – одна из самых интересных, сложных и разнообразных по содержанию учебных дисциплин. Большое место в ее изучении отводится внеаудиторной (самостоятельной) работе студентов – основной составляющей современного образовательного процесса в вузе. Только систематическая и творческая самостоятельная работа студентов с философским материалом порождает подлинное понимание проблемы. Поэтому главная цель пособия – включить студента в проблемную ситуацию и историко-философский контекст ее осмысления и разрешения, сформировать навыки творческого мышления.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих основных общекультурных компетенций:

· способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;

· способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

· толерантность, способность к социальной адаптации;

· способность критически переосмысливать свой социальный опыт и др.

В результате изучения курса «Философия» студент должен:

знать:

– основные категории, направления, проблемы, теории и методы философии;

– содержание современных философских дискуссий по актуальным вопросам общественного развития;

уметь:

– логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;

– использовать философские положения и понятия для оценки и анализа различных социальных явлений, процессов и тенденций;

владеть:

– навыками восприятия и анализа философских текстов;

– приемами ведения дискуссии, полемики и диалога;

– навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

демонстрировать:

– готовность и способность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам мировоззренческого и социокультурного характера.

Предлагаемое пособие содержит базисные теоретические положения, темы рефератов и эссе, оценочный инструментарий и задания по курсу «Философия». Заданиям предшествует изложение основных проблем философского знания. Такая структура пособия дает возможность студенту применить теоретический материал при решении тех или иных практических задач. Работа над пособием предполагает постоянное обращение к текстам классиков философской мысли.

Методическая часть пособия включает следующие оценочные средства проверки результатов обучения:

1) задания, в которых приводятся противоречивые высказывания по философской проблеме и студенту предлагается выбрать правильное, используя аргументы «за» или «против»;

2) задания, излагающие философскую полемику по какому-либо вопросу и предполагающие ее содержательный анализ и оценку со стороны студента;

3) задания, ориентирующие студента на поиск ясно выраженного и аргументированного собственного понимания проблемы и способа ее разрешения;

4) упражнения, требующие самостоятельной интерпретации различных явлений, взятых из истории развития философии, науки, общества, культуры и современной действительности;

5) вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или выделяющие те аспекты, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Пособие призвано расположить студентов к углубленному и самостоятельному освоению философской проблематики и разрушить стереотипы восприятия философии как свода готовых истин; содействовать тому, чтобы знания философии превращались в убеждения и выполняли функцию мировоззренческой и методологической ориентации будущего специалиста.


Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Специфика философского мировоззрения.

3. Предмет, проблемное поле и структура философии.

4. Функции философии.

Основные понятия темы: мировоззрение, мифология, религия, философия, предмет философии, объект философии, мировоззренческие универсалии, «основной вопрос» философии, материализм, механистический материализм, диалектический материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, ценность, аксиология, функции философии.

1. Понятие мировоззрения.
Исторические типы мировоззрения

В ходе осуществления собственной жизнедеятельности человек познает и осваивает мир, накапливает знания, профессиональные навыки, эрудицию, обеспечивающие решение конкретных задач. Однако для стабильного и осмысленного существования, эффективной ориентации в мире человеку необходим более широкий взгляд на действительность, включающий представления о мироустройстве, о судьбах человечества, о смысле жизни, о добре и зле и т.д. Такого рода комплекс предельно общих вопросов, постоянно решаемых как каждым поколением людей, так и отдельным индивидом, составляет основу мировоззрения. Понимание специфики философии требует прояснения вопроса о сущности и структуре мировоззрения, особенностях социально-исторических типов мировоззрения.

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания и познания, система общих взглядов человека на окружающий мир и самого себя и основанное на этих взглядах позиция по отношению к миру, понимание своего места в нем. Мировоззрение носит исторический характер, отражая в своем содержании происходящие в общественной жизни изменения.

Мировоззрение представляет собой интегральное образование. В нем принципиальное значение имеет сложное взаимодействие его компонентов, их «сплав». В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная (картина мира, включая и мир человека), ценностная (нравственные и эстетические оценки и идеалы, выражающие отношение человека к миру), поведенческая (стимулы, мотивы, установки, программы деятельности, основные принципы жизни) подсистемы и их взаимосвязь.

В тех или иных формах мировоззрения по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, переживаний и чувств выражает мироощущение. Опыт формирования образов мира с использованием наглядных образов и представлений составляет мировосприятие. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Взаимопроникая друг в друга и сочетаясь с волей, разум и чувства входят в ткань мировоззрения, что придает его составу особый характер. Включаясь в мировоззрение, различные его компоненты (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Знание о мире в целом составляет основу жизненной позиции только тогда, когда оно превращается в убеждение человека в его истинности. Убеждение – взгляды, принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным установкам.

По степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов в мировоззрении выделяют повседневно-практический (обыденный) и теоретический уровни. Обыденное (повседневное) мировоззрение – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения, основанная на здравом смысле и многообразном жизненном опыте. Оно не отличается глубокой продуманностью, систематичностью и обоснованностью, подвержено влиянию эмоций, пасует перед сложными проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств. Теоретический уровень мировоззрения характеризует системность, логическая обоснованность содержания, специальный критический анализ воззрений, формирующих мысли и действия. К теоретическому уровню мировоззрения относится и философия.

Философии предшествуют такие исторические типы мировоззрения, как мифология и религия. Миф (от гр. повествование, рассказ) – самая ранняя форма постижения мира и духовной культуры человечества. Мифы разных народов мира заключают в себе попытки ответа на вопросы о происхождении мира и его устройстве, происхождении людей, их жизненном пути и смерти и т.д. Они затрагивали разные темы и создавали относительно целостную дофилософскую картину мира.

Главные черты мифологической формы мировоззрения:

· антропоморфизм – рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком, их одушевление и одухотворение;

· синкретизм (слитность, нерасчлененность) – отсутствие в содержании разграничения мира и человека, мысли и эмоций, объективного и субъективного, естественного и сверхъестественного, фантазии и знаний;

· связь с магической практикой, выражавшей стремление людей не только познать, но и подчинить себе природные и социальные силы.

В мифологическом мировоззрении чувства преобладают над разумом, мироощущение над миропониманием. Интеллектуальное своеобразие мифа заключалось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах. Миф объединял зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Целостность мифологического мировоззрения как единой образной картины мира была исторически необходимым способом освоения первобытными людьми окружающего мира.

Миф представляет собой не просто вымысел или фантазию, а специфическое конкретно-историческое явление, и направлен на создание непротиворечивого образа окружающей действительности, воображаемого представления о реальности, которое воспринимается как сама реальность. Миф – это образно-символическое описание реальности, структурированная картина мира, в которой нет непонятного, нет проблем. Его подлинность подтверждается субъективными переживаниями и определенными убеждениями, это – вера в истинность происходящего. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью формировались коллективные представления того или иного народа, осуществлялась духовная связь поколений. Мифология обосновывала принятую в данном обществе систему ценностей и норм поведения, обеспечивала поиск путей гармоничного единства природы и общества, разрешение противоречий, достижение внутреннего согласия человеческой жизни.

Поиск ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, был продолжен религией.
Религия – это способ практически-духовного освоения мира, непосредственно связанный с опытом массового сознания, многовековыми нравственно-психологическими и национальными традициями.

Религиозная форма мировоззрения:

1) исходит из принципа удвоения мира на посюсторонний (естественный, земной) и потусторонний (сверхъестественный, небесный, сверхчувственный) и их абсолютного противопоставления;

2) основывается на вере в существование сверхъестественного (божественного, священного), которое играет определяющую роль в мироздании и в жизни людей, и вере в возможность общения с ним посредством системы обрядов и ритуалов (культа).

Постижение божественной реальности осуществляется в актах откровения, явленных в священных текстах, культовых обрядах и ритуалах, действиях «святых» и «пророков». В религии как особом способе познания и модели поведения ведущую роль играют не разум и логика, а мироощущение. Религиозное мировоззрение характеризует сплав эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, догматическое содержание, исключающее всякое сомнение и претендующее на абсолютную истинность и неизменность.

В ходе развития общества религия обобщала и аккумулировала нравственно-психологический опыт, систему взглядов и духовных практик в качестве общечеловеческих и универсальных ценностей культуры (милосердие, долг, сострадание, справедливость). Акцентируя внимание на духовно-ценностной стороне жизни людей, религия как особый способ интерпретации смерти, страдания, несправедливости, самого бытия объясняла их смысл и тем самым стабилизировала сознание и психику человека, давала ему эмоциональное утешение, силу жить и достойно переносить выпавшие на его долю страдания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: