Швейцарский педагог – демократ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

И.Г. Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог демократ. Родился в Цюрихе, в семье врача. Воспитывался матерью и служанкой из крестьян, т.к. его отец рано умер.

Окончил:

· начальную школу на немецком языке

· традиционную латинскую школу

· школу повышенного типа

· учился в высшей школе "коллегиум каролинум".

Открывал свои школы для детей бедняков:

1. в имении Нейгоф (1774-1780).

2. приют для детей сирот в г. Станце (1798-1799).

3. воспитательное учреждение в Бургдорфе (1800-1804).

4. Учреждение в Инердоне (готовит учителей) (1805-1825).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

1777 г.

1. "О воспитании бедной сельской молодежи".

2. "Отрывок из истории низов человечества".

1781-1787 гг.

3. "Лингард и Гертруда".

4. "Книга матерей".

5. "Азбука наглядности".

6. 1799 г. "Письмо друга о пребывании в Станце".

7. 1800 г. "Методическая памятная записка Песталоцци".

8. 1801 г. "Как Гертруда учит своих детей".

9. 1825 г. "Лебединая песня"

Цель воспитания: "Общее развитие … внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости"; "Целостное развитие всех задатков нашей природы нашей природы, так как лишь при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека".

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:

  • содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению;
  • воспитывать деятельную любовь к людям;
  • развивать природные физические силы человека;
  • вооружить культурой ручного труда, разнообразными навыками, которые понадобятся в предстоящей профессиональной деятельности.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ.

  1. Существует "естественное" и "общественное" состояние человека; от природы человек находится во власти животных инстинктов.
  2. Совершенствует человека и образ жизни общества просвещение.
  3. Движущими "силами развития человека" являются внешние обстоятельства его жизни (семья) и внутренние силы, заложенные творцом (богом).
  4. Избавит народ от бедственного положения просвещение детей народа.

"Час рождения ребенка есть первый час его обучения".

"…Задатки моего человеческого сердца и человеческого ума, мои человеческие способности к мастерству – вот что составляет мою человеческую природу".

"…Только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу нравственного воспитания человека".

"Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля, а не пассивное существо …".

И.Г. Песталоцци

ДИДАКТИКА.

1. Резко критиковал практику обучения за вербализм, механическое заучивание.

2. Стремление психологизировать обучение, организовать его с учетом законов развития человеческого ума.

3. Разработка идеи развивающего и воспитывающего обучения.

4. Формирование культуры наблюдения и развитие мыслительных способностей как ведущие задачи обучения.

5. Теория элементарного образования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:

1. Воспитание должно строиться в соответствии с особенностями детской природы, законами ее развития.

2. Средства воспитания следует согласовывать с индивидуальными особенностями ребенка.

3. Развитие "ума, сердца и руки" воспитанников требует организации в школе многосторонней деятельности детей.

           
 
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ: 1. Труд – самое надежное средство умственного, нравственного и физического развития. 2. Детский труд дает педагогический эффект, если он правильно организован; позволяет проникнуться созданием человеческого достоинства. 3. Содержание обучения – многосторонняя трудовая подготовка, готовящая как к сельскохозяйственному, так и к индустриальному труду. 4. Ремесленный политехнизм в сочетании с обучением – путь к наилучшей профессиональной подготовке. 5. Отрицательное влияние однообразного труда.
 
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: 1. Цель – воспитать в детях человечность и "деятельную любовь к людям". 2. Методы: а) беседы на моральные темы, цель которых – побудить детей совершать добрые поступки, интимные беседы, религиозные проповеди; б) забота каждого из учителей об определенной группе учащихся, внеучебные контакты учителя с детьми: общие собрания, коллективные дела (самообслуживание, многодневные походы, праздники); в) "дисциплина любви"; г) недопустимо физическое наказание ребенка чужим человеком.
 
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: 1. Физическое развитие способствует умственному и нравственному росту. 2. Пути физического развития: "естественная домашняя гимнастика", труд, многодневные туристические подходы, спорт: плавание, коньки, лыжи, военные занятия.


Полина Кергомар (1838-1925).

На посту дошкольных учреждений ("материнских школ") Министерства образования Франции связано превращение этих учреждений (до того похожих, скорее, на приюты) в воспитательно-образовательные учреждения для детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение (детский сад) стал признанным фактором образования, частью государственных образовательных систем практически во всех странах Европы и США. Именно поэтому особое значение приобретали вопросы нового содержания и новых методов работы дошкольных учреждений.

Перед П. Кергомер стояла задача реформирования существовавшей во Франции системы приютов в учреждения, работавшие на принципах детских садов ("материнских школ"), и создания воспитательно-образовательных программ для них. Большое внимание она уделяла разработке направлений, которые считала основными в деятельности дошкольных учреждений: детской игре, созданию образовательной программы и вопросам нравственного воспитания.

Кергомер разработала новую программу и содержание учебной деятельности в дошкольном учреждении. Лучшей формой обучения детей она считала предметный урок и детально разработала его методику. Именно предметные уроки являются наиболее эффективной формой ознакомления детей с окружающим миром посредством органов чувств и родного языка. На этих уроках дети должны трогать, щупать, нюхать. Методика проведения предметного урока должна была вызывать у ребенка потребность узнать то, что ему хочет сообщить воспитатель.

Теоретические наработки и практическая деятельность П. Кергомар способствовали развитию детских садов, как части образовательных систем и положили начало отношению к ним как к обязательной первоначальной ступени образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: