ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
И.Г. Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог демократ. Родился в Цюрихе, в семье врача. Воспитывался матерью и служанкой из крестьян, т.к. его отец рано умер.
Окончил:
· начальную школу на немецком языке
· традиционную латинскую школу
· школу повышенного типа
· учился в высшей школе "коллегиум каролинум".
Открывал свои школы для детей бедняков:
1. в имении Нейгоф (1774-1780).
2. приют для детей сирот в г. Станце (1798-1799).
3. воспитательное учреждение в Бургдорфе (1800-1804).
4. Учреждение в Инердоне (готовит учителей) (1805-1825).
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
1777 г.
1. "О воспитании бедной сельской молодежи".
2. "Отрывок из истории низов человечества".
1781-1787 гг.
3. "Лингард и Гертруда".
4. "Книга матерей".
5. "Азбука наглядности".
6. 1799 г. "Письмо друга о пребывании в Станце".
7. 1800 г. "Методическая памятная записка Песталоцци".
8. 1801 г. "Как Гертруда учит своих детей".
9. 1825 г. "Лебединая песня"
Цель воспитания: "Общее развитие … внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости"; "Целостное развитие всех задатков нашей природы нашей природы, так как лишь при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека".
|
|
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
- содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению;
- воспитывать деятельную любовь к людям;
- развивать природные физические силы человека;
- вооружить культурой ручного труда, разнообразными навыками, которые понадобятся в предстоящей профессиональной деятельности.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ.
- Существует "естественное" и "общественное" состояние человека; от природы человек находится во власти животных инстинктов.
- Совершенствует человека и образ жизни общества просвещение.
- Движущими "силами развития человека" являются внешние обстоятельства его жизни (семья) и внутренние силы, заложенные творцом (богом).
- Избавит народ от бедственного положения просвещение детей народа.
"Час рождения ребенка есть первый час его обучения".
"…Задатки моего человеческого сердца и человеческого ума, мои человеческие способности к мастерству – вот что составляет мою человеческую природу".
"…Только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу нравственного воспитания человека".
"Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля, а не пассивное существо …".
И.Г. Песталоцци
ДИДАКТИКА.
1. Резко критиковал практику обучения за вербализм, механическое заучивание.
2. Стремление психологизировать обучение, организовать его с учетом законов развития человеческого ума.
|
|
3. Разработка идеи развивающего и воспитывающего обучения.
4. Формирование культуры наблюдения и развитие мыслительных способностей как ведущие задачи обучения.
5. Теория элементарного образования.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
1. Воспитание должно строиться в соответствии с особенностями детской природы, законами ее развития.
2. Средства воспитания следует согласовывать с индивидуальными особенностями ребенка.
3. Развитие "ума, сердца и руки" воспитанников требует организации в школе многосторонней деятельности детей.
|
|
|
Полина Кергомар (1838-1925).
На посту дошкольных учреждений ("материнских школ") Министерства образования Франции связано превращение этих учреждений (до того похожих, скорее, на приюты) в воспитательно-образовательные учреждения для детей дошкольного возраста.
Дошкольное учреждение (детский сад) стал признанным фактором образования, частью государственных образовательных систем практически во всех странах Европы и США. Именно поэтому особое значение приобретали вопросы нового содержания и новых методов работы дошкольных учреждений.
Перед П. Кергомер стояла задача реформирования существовавшей во Франции системы приютов в учреждения, работавшие на принципах детских садов ("материнских школ"), и создания воспитательно-образовательных программ для них. Большое внимание она уделяла разработке направлений, которые считала основными в деятельности дошкольных учреждений: детской игре, созданию образовательной программы и вопросам нравственного воспитания.
Кергомер разработала новую программу и содержание учебной деятельности в дошкольном учреждении. Лучшей формой обучения детей она считала предметный урок и детально разработала его методику. Именно предметные уроки являются наиболее эффективной формой ознакомления детей с окружающим миром посредством органов чувств и родного языка. На этих уроках дети должны трогать, щупать, нюхать. Методика проведения предметного урока должна была вызывать у ребенка потребность узнать то, что ему хочет сообщить воспитатель.
Теоретические наработки и практическая деятельность П. Кергомар способствовали развитию детских садов, как части образовательных систем и положили начало отношению к ним как к обязательной первоначальной ступени образования.