Теннисон А. (1809–1892) 11 страница

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в семье ремесленника в немецком портовом городе Кенигсберг (теперь Калининград Российской Феде­рации). После 8 лет учебы в местной гим­назии осенью 1740 г. И. Кант по­ступил в университет родного города. В 1747 г., так и не защитив магистерской диссертации, он покидает родные места и пробует себя в роли домашнего учителя в разных городах Восточной Германии. Пройдя хорошую шко­лу жизненного опыта, Кант возвращается в Кенигсберг. В 1755 г. ему удается получить в университете место приват-доцента, т. е. внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. Вся последующая 40-летняя преподавательская деятельность Канта прошла в стенах этого учебного заведения, где он стал в 1770 г. ординарным профессором логики и метафизики, исполнял обязанности декана факультета и дважды избирался рек­тором. Параллельно преподавательской, проходила и научная деятельность великого немецкого философа, в которой выделяются два этапа: «докритический» (1746–1769) и «критический» (1770–1797). На первом этапе предметом интересов И. Канта были философские проблемы естествознания, с которыми он соприкасался в ходе чтения соответствующих курсов – естествознания, математики, механики, физической географии; второй период связан с критическим переосмыслением устоявшихся в философии взглядов на познание, морально-этические и эстетические проблемы. Кант тихо скончался 12 февраля 1804 года, за 7 лет до этого прекратив по состоянию здоровья педагогическую и научную работу. Образ жизни И. Канта с пристрастием описал его младший современник, великий немецкий поэт Г. Гейне: «Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, гуляние – все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философов. Восемь раз проходил он ежедневно ее взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или серые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним с длинным зонтом под мышкой, как символ провидения».

Самыми знаменитыми работами Канта являются три его «кри­тики»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – великий немецкий философ, крупнейший представитель идеалисического направления в философии. Создал самую масштабную философскую систему, включившую в себя при­роду, общество и человеческое мышление. Работа над системой оказалась невозможной для Гегеля без разработки им систематической теории диалектики как учения о всеобщей связи и развитии, как метода философского познания, определения основных понятий, категорий и законов диалектики.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте в семье крупного чиновника. В 1777–1787 гг. Гегель посещал латинскую гимназию в родном городе. По окончании гимназии Гегель 27 октября 1788 г. поступил в Тюбингенский университет, где прослушал двухлетний философский и трехлетний теологический курсы. Отказавшись от карьеры пастора, Гегель после университета работает домашним учителем сперва в Берне, а затем во Франкфурте-на-Майне. В 1801 г. он становится приват-доцентом Иен­ского университета. Здесь Гегель читает лекции по логике, метафизике, истории философии, математике, защищает диссертацию на тему «Об обращении планет», пишет «Феноменологию духа», содержащую вводную часть его будущей гран­диозной системы. После оккупации Иены наполеоновскими вой­сками и прекращения занятий в университете Гегель благодаря протекции одного друга получает место редактора «Бамбергской газеты». Гегель полагал, что редактирование газеты даст ему возможность участвовать в политической жизни. Однако строгость цензурного надзора, о которой он до сих пор имел лишь смутные представления, сделали эту работу для Гегеля тягостной. Он оставляет ее ради места директора гимназии в городе Нюрберге. В Нюрбергский период деятельности (1808–1816) Гегель дает систематическое изложение своей системы в «Науке логики». Пришедшие к Гегелю признание и известность позволили ему занять сперва место профессора Гейдельбергского университета, а затем занять кафедру в столичном Берлинском университете, где он оставался до конца жизни. Дальнейшая разработка и совершенствование гегелевской системы проходят в процессе подготовки и чтения лекций по самым разнообразным философским дисциплинам, о которых сохранились следующие студенческие воспоминания: «я не мог сначала разобраться ни в ходе его мыслей, ни во внешней стороне его лекции. Вяло и угрюмо сидел он с опущенной головой, сосредоточившись в себе, перелистывая свои большие тетради и, продолжая говорить, все время рылся в записках, смотря в них то вверх, то вниз, то вперед, то назад. Постоянное покашливание нарушало течение речи, всякая фраза, являлась отдельно, высказывалась с напряжением, отрывочно и беспорядочно… Однако, как только я разобрался, благодаря усердию и настойчивости, в короткое время привык к этой внешней стороне лекций, внутреннее преимущество их стало все яснее обнаруживаться для меня и слилось с описанными недостатками в единое целое, носившее в самом себе масштаб своего совершенства». Скончался Гегель 14 октября 1831 года – то ли от свирепствовавшей тогда холеры, то ли от обострения хронического желудочного заболевания.

Основные сочинения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики» (в 3-х частях), «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права», лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

МАРКС (Marx) Карл (1818–1883) – мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Маркс раз­работал принципы материалистического по­нимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества конца ХІХ – первой половины ХХ в.

Родился Карл Маркс в 1818 г. в г. Трире. Учился в местной гимназии. В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, а в следующем году перевелся в Берлинский университет. Начав с изучения юриспруденции, Маркс с 1839 г. переключается на изучение философии. По этой дисциплине он в 1841 г. получил в Йенском университете ученую степень. Однако заметный уже тогда политический радикализм молодого Маркса заставил его отказаться от академической карьеры. В 1842 г. он становится сперва сотрудником, а потом одним из редакторов оппозиционной правительству «Рейнской газеты». Во многом благодаря острым публицистическим статьям Маркса чуть более чем за год тираж газеты возрос в несколько раз, и одновременно на этот печатный орган обрушились правительственные репрессии, приведшие в конечном итоге к ее закрытию в марте 1843 г. В июне этого же года в жизни Маркса случилось другое знаменательное событие: он женился на аристократке Женни фон Вестфален, умной и образованной женщине, слывшей одной из первых красавиц Трира. Жена стала верным спутником и помощником Маркса во всех его начинаниях, родила ему семерых детей, из которых выжили три дочери. Вместе с женой Маркс вынужден был в течение 5 лет находится в эмиграции – сперва во Франции, а затем в Бельгии. В этот период состоялось его знакомство с Фридрихом Энгельсом, завершился переход К. Маркса на революционно-коммунистические позиции. В 1847 г. в Брюсселе при его активном участии был создан союз коммунистов – первая в мире политическая организация, основанная на коммунистической идеологии, написана программа этой организации – «Манифест коммунистической партии» (1848). Прокатившаяся по Западной Европе в 1848–1849 гг. волна демократических революций позволила Марксу ненадолго вернуться в Германию, где он издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», участвовал в дея­тельности нескольких демократических организаций. После подавления революционного движения Маркс в 1849 г. вынужден был перебраться в Великобританию, где оставался до конца своей жизни. В Англии наряду с активной научной работой, проходившей либо в тиши читальных залов Британской библиотеки, либо дома по ночам, Маркс продолжал активно участвовать в революционном движении. Ему принадлежит ведущая роль в создании Мждународного Товарищества Рабочих – Первого Интернационала. Получивший прижизненное признание и как ученый, и как революционер, Карл Маркс скончался 14 марта 1883 года в Лондоне, и там же был похоронен. После краха Советского Союза британские коммунисты, лишившиеся финансовых дотаций со стороны КПСС, отказались ухаживать за могилой основоположника мирового коммунистического движения.

Главный труд Карла Маркса – «Капитал».

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844–1900) – немецкий философ, представитель “философии жизни”. Центральное понятие этого направления – “жизнь” как поток бесконечного, изменчивого, не­уловимого рациональными методами ­познания, и в то же время творческого и созидательного для каждого человека существования – противопоставляется традиционному для западной философии по­нятию бытия как чему-то неизменному, основополагающему, умопостигаемому.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в семье пастора деревни Рекен близ Люцена. После безвременной смерти отца мать с детьми перебрались в старинный немецкий город Наумбург. Учеба в школе, а затем и гимназии давалась Ф. Ницше легко. В 1858 г. мать Фридриха по­лучила приглашение продолжить обучение сына в интернате Пфорты, одном из самых престижных учебных заведений Германии. В 1864 г. Ф. Ницше поступает на теологическое отделение Боннского университета, через год переходит на филоло­гическое. Наконец, вслед за своим наставником Фридрихом Рич­­лем Ницше переводится в Лейпцигский университет. В 1868 г. Фридриху Ницше, чьи статьи уже неоднократно публиковались в научных журналах, без публичной защиты и экзаменов присуждают ученую степень, и он занимает кафедру греческого языка и литературы Базельского университета. Резкое ухудшение состояния здоровья вынудило Ницше через несколько лет уйти в отставку с небольшой пенсией. До 1889 г. Ницше скитался по пансионатам Швейцарии и Италии. Это был период наивысшего расцвета его творческого гения. Однако с каким неимоверным трудом давались мыслителю труды, обессмертившие его имя: «…стол завален бесчисленными листками, рукописями и корректурами, но нет на нем ни цветов, ни украшений, почти нет даже книг, и лишь изредка попадаются письма. В углу тяжелый, неуклюжий сундук, вмещающий все его имущество – две смены белья, и второй, поношенный костюм. А затем – лишь книги и рукописи, да на отдельном столике бесчисленные бутылочки и скляночки с микстурами и порошками… Надев пальто, укутавшись в шерстяной плед (печка дымит и не греет), с окоченевшими пальцами, почти прижав двойные очки к бумаге, тороп­ливой рукой часами пишет он слова, которые потом едва расшифровывает его слабое зрение… В хорошую погоду отшельник выходит на прогулку – всегда в одиночестве, всегда наедине со своими мыслями: без поклонов, без спутников, без встреч совершает он свой путь. Пасмурная погода, которую он не выносит, дождь и снег, от которого у него болят глаза, подвергают его жестокому заключению в четырех стенах его комнаты… И только вечером – чашка некрепкого чаю с кексом, и вновь непрерывное уединение со своими мыслями. Долгие часы проводит он еще без сна при свете коптящей и мигающей лампы, а напряжение докрасна накаленных нервов все еще не разрешается в мягкой усталости. Затем доза хлорала, порошок от бессонницы, и наконец – насильственно вызванный сон, сон обыкновенных людей, свободных от власти демона, от гнета мысли».

В 1889 г. Ф. Ницше потерял рассудок и остаток жизни провел в клиниках и на попечении сестры. Скончался Ф. Ницше в Веймаре от воспаления легких в полдень 23 августа 1900 года.

Основные произведения Фридриха Ницше: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали».

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр и пси­холог, основатель психоанализа как медицинского метода, психологической теории и влиятельного философского направления. Фрейд обосновал сложную структуру человеческого сознания, ранее считавшегося однородным, и показал, что в основе внешне сознательных действий и мыслей человека часто лежат бес­сознательные мотивы по большей части сексуального свойства (либидо).

Родился Зигмунд Фрейд 6 мая 1856 года в городке Фрейбург на территории современной Чешской республики в многодетной семье мелкого торговца. После переезда семьи в Вену он учился в местной гимназии, где считался лучшим учеником. Фрейд рано понял свое научное призвание, поражал всех эрудицей и знанием языков – латыни, греческого, древнееврейского, француз­ского, английского, итальянского и испанского. Закончив Венский университет, З. Фрейд получил там в 1881 г. ученую степень. Однако материальные проблемы заставили Фрейда вместо за­нятий наукой всецело посвятить себя медицинской практике. Именно работа врача позволила Фрейду, начиная с 1895 г., сделать первые наблюдения, которые легли в основу разработки им теории и практики психоанализа. Исследования Фрейда, сперва не вызывавшие у его соотечественников ничего, кроме усмешки, постепенно приобрели всемирное признание. В 1902 г. Фрейд становится профессором невропатологии Венского университета, а в 1908 г. состоялся первый Международный психоаналитический конгресс.

Однако за исключением зарубежных поездок с целью пропаганды психоаналитического учения, течение жизни З. Фрейда мало в чем изменилось. Вот что писал об образе жизни и творчества З. Фрейда его друг, немецкий писатель Стефан Цвейг: «70 лет в том же городе, более 40 лет в том же доме. А дома прием больных в том же самом кабинете, чтение в том же кресле, литературная работа за тем же письменным столом… Отец семейства из шести человек детей, лично без всяких потребностей, не знающий иных увлечений, кроме увлечения своим призванием и своей призванностью… Каждая неделя из нескольких тысяч недель его семидесятипятилетней жизни замыкает один и тот же одинаковый круг его деятельности; каждый день – как двойник другого дня: в его академическом распорядке времени раз в неделю лекции в университете, раз в неделю, по средам, духовное пиршество в кругу учеников, по примеру Сократа, раз, по субботам, после обеда, карты, – а в остальное время, с утра до вечера, вернее далеко за полночь, всякая минута целиком уходит на анализ, лечение, разработку тех или иных вопросов, чтение и научное оформление…»

После включения Австрии в состав фашистской Германии Фрейда, еврея по национальности, поместили в гетто, откуда его с трудом удалось выкупить Международному союзу психоаналитических обществ при посредничестве посла США. В 1936 г. Фрейд эмигрировал в Англию, где провел оставшиеся три года жизни, страдая от рака челюсти.

У З. Фрейда осталась масса учеников и последователей, до­бившихся международной известности. Делу отца посвятила жизнь и одна из дочерей Фрейда – Анна.

Основные сочинения З. Фрейда: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Лекции по введению в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и Оно».

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889–1976) – немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии (“фундаментальная онтология”), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и ми­ра повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности и конеч­ности человеческого существования. Высказанные Хайдеггером идеи в той или иной степени оказали влияние на большую часть крупных мыслителей ХХ столетия.

Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в небольшом городке в Швабии (ФРГ) в семье скромного ремесленника. До 1906 года учился в гуманитарной гимназии-интернате Констанца, а затем в лицее иезуитов во Фрейбурге. С 1909 г. М. Хайдеггер – студент Фрейбургского университета, изучавший сперва богословие, а затем естественнона­учные дисцип­лины и философию. После аспирантуры у виднейшего пред­ста­ви­теля «школы жизни» Г. Риккерта М. Хай­деггер в 1915 г. зачисляется приват-доцентом на философский факультет университета. Ему посчастливилось быть ассистентом у основоположника феноменологии Э. Гуссерля. В 1922–1928 гг. М. Хайдеггер работает экстраординарным профессором Марбургского университета, а затем, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, он занимает кафедру философии Фрейбургского университета. В мае 1933 г. Хайдеггер избирается ректором Фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого разбирательства, продолжалось до февраля 1934 г., когда он оставил этот пост. Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений) прервалось в ноябре 1944 г., когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов. После свержения фашистского режима его членство в нацистской партии и занимание ректорского поста становятся предметом специального расследования французской оккупационной администрации. Оно закончилось признанием факта сознательного сотрудничества с фашистами и лишением Хайдеггера прав преподавания. Только к своему 60 летию философ, слава которого за годы вынужденного затворничества нисколько не уменьшилась, а напротив, возросла, получает возможность постепенно вернуться к университетской работе. Она отчасти возобновляется курсом «Что называется мышлением?» (1951–1952) и продолжается семинарами по Гераклиту и Пармениду, Гегелю, Канту, по феноменологии Гуссерля (1973). Где бы не выступал в те годы М. Хайдеггер – во Фрейбургском универ­ситете или Баварской академии изящных искусств, на самых престижных международных семинарах и конференциях, его ожидали переполненные аудитории и триумфальный успех. Скончался Мартин Хайдеггер 26 мая 1976 года и похоронен в родном городке, почетным гражданином которого он являлся.

С 1973 г. под руководством Хайдеггера было начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на одну пятую. Самое же известное произведение М. Хайдеггера, хотя, быть может, и самое трудное для понимания, – монография «Бытие и время» (1927).

Библиография литературы о М. Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант, педагог. Создатель первой в украинской философской мысли собственно философской системы. В центре философии Сковороды – проблема человеческого счастья, которое легко найти, ес­ли заглянуть в свое сердце и душу, найти там свою “сродность” – жизненное предназначение – и следовать ему.

Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в с. Чернухах (теперь рай­центр в Полтавской области) в семье малоземельного казака. Получив начальное четырехлетнее образование у сельского дьячка в родном селе, наделенный блестящими способностями к литературе и музыке Г. Сковорода поступил в 1734 г. в под­готовительные классы Киево-Могилянской академии. В конце 1742 г. по набору императрицы Елизаветы Петровны Сковорода был направлен певчим в столичную придворную капеллу, в которой пробыл до августа 1744 г. После годичного возвращения к учебе Сковорода в качестве церковного певчего отправился с дипломатической миссией в Венгрию. На самом деле, благодаря покровительству руководителя миссии он получил возможность в течение 5 лет жить и учиться в крупнейших городах Австрии, Венгрии, Чехии, Италии и Германии. После смерти своего благодетеля Г. С. Сковорода возвратился на Родину. Один учебный год (1750/51) Сковорода читал курс поэтики в Переяславском коллегиуме. Следующие два года Сковорода провел в Киево-Могилянской академии, однако покинул ее, так и не закончив полный 12-летний курс обучения. Как один из лучших учеников Академии, Сковорода по протекции устроился домашним учителем у богатого переяславского помещика, где с некоторыми перерывами оставался до 1759 г. В этом же году он принял должность учителя Харьковского коллегиума, где также с перерывами преподавал поэтику, грамматику, греческий язык и церковное пение до 1769 г. Затем до самой ­смерти Сковорода путешествовал по многим городам и селам Украины и России, подолгу жил в монастырях и усадьбах своих друзей и знакомых, всецело посвятив себя литературному и философскому творчеству, остававшемуся в рукописном виде. Ученик и приятель Сковороды Андрей Ковалевский так описывал его образ жизни в этот период: «…переносил он нужды скромно, молчаливо, терпеливо, без­ропотно, не имея тогда, как только две худые рубашки, один камлотный кафтан, одни башмаки, одни черные гарусные чулки <…>. Часто в свободные часы от должности своей удалялся он в поля, рощи, сады для размышления. Рано поутру заря спутница ему бывала в прогулках его и дубравы – собеседниками глумлений его... Суетность и многозаботливость светская представлялись ему морем, обуреваемыми беспрестанно волнами житейскими и никогда плывущему к пристани душевного покоя не доставляющими. В монашестве, удалившемся от начала своего, видел он мрачное гнездо спершихся страстей, за неимением исхода себе задушающих бытие смертоносно и жалостно. Брачное состояние, сколько ни одобрительно природою, но препятствовало беспечному его нраву». Умер Г. С. Сковорода 9 ноября 1794 г. на Харьковщине, в селе, которое теперь носит его имя. В соответствии с завещанием, на могильном камне Г. С. Сковороды выбиты слова, подводящие итог смысложизненным по­искам выдающегося мыслителя: «Мир меня ловил, да так и не поймал».

Творческое наследие Григория Сковороды состоит из 17 диа­логов, большого числа басен, стихов, переводов, писем.


ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – в философии Гегеля конечное звено саморазвития разума, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.

АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость исти­ны; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Наиболее последовательный агностицизм представлен в учении Дж. Беркли.

АНТИНОМИЯ – неразрешимое противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Получило теоретическое обоснование и наиболее широкое распространение в философской мысли эпохи Возрождения.

АПРИОРИ – понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность ­апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

БЕКОН Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, ро­доначальник английского материализма и эмпиризма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ, с 1922 г. живший и работавший в эмиграции. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

БРАХМАН – в древнеиндийской философии абсолютное идеальное первоначало мира.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других психоаналитических течениях.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уров­нями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

ВЕДЫ – памятники древнеиндийской литературы (конец II – начало I тыс. до н. э.), состоящие из сборников гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) и теологических трактатов с комментариями к ним (Брахманы и Упанишады).

ВЕРИФИКАЦИЯ – в позитивизме способ отделения научного знания от «ненаучного». Знания в принципе должны быть верифицируемы, т. е. их истинность должна быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863–1945) всемирно известный ученый, основатель ряда новых смежных дисциплин – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор работ по философии естествознания и науковедению, первый президент Академии наук Украины. Философский масштаб носит учение В. И. Вернадского о ноосфере.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» – философское понятие, означающее в критической философии И. Канта вещи, как они существуют са­ми по себе («в себе»), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ И НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ РЕСУРСЫ –используемые человечеством для производственных и потребительских нужд сырье и материалы, имеющиеся в природе либо в неограниченном (солнечный свет), либо в ограниченном (нефть, газ, лес, металл) количестве.

ВОЛЯ – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непо­средственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия.

ВОЛЮНТАРИЗМ (термин введен Ф. Теннисом в 1883 г.) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у немецкого философа ХІХ века А. Шопенгауэра.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме XVII–XVIII вв.

ГЕРМЕНЕВТИКА – буквально, искусство перевода, искусство толкования и объяснения. С ХІХ в. Г. превратилась в универсальный гуманитарный метод исследования, а затем и философское направление, занятое решением проблемы понимания – обнаружения смысла посредством интерпретации, т. е. рас­шифровки смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытия уров­ней значения, скрывающихся в буквальном значении.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – наиболее острые современные проблемы развития человечества в целом, связанные с возможностями его дальнейшего существования.

ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания. В качестве синонима Г. часто употребляется термин «эпистемология».

ГОББС Томас (1588–1679) – английский философ, близкий к материализму и рационализму. Геометрия и механика для Гоб­бса – идеальные образцы научного мышления. Природа – совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением).

ГУМАНИЗМ – в широком смысле особое мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающее благо человека как критерий оценки общественных отношений. В более узком смысле (гуманизм эпохи Возрождения) – противостоявшее схоластике и духовному господству церкви вольномыслие, связанное с изучением гуманитарных предметов, в первую очередь, вновь открытых произведений классической древности.

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912–1992) – российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: