I. Первая его характеристика человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.
В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет свои знания.
К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.
· С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
· Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого.
· Воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.
· Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
II. Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не - я".
|
|
Человек, единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.
Отделение "я" от "не - я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
III. Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека.
В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.
Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
IV. Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения.
· В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.
· В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.
|
|
ОБРАЗЫ “Я” В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ
Проблема самосознания (Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
Образ «Я» (Я-образ, Я-концепция) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.
Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:
1. накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности;
2. углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире);
3. интеграция (осознание себя единым целым);
4. осознание собственной индивидуальности;
5. развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры;
6. развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.
Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит.
Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.
И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон:
- познавательной (самопознание),
- эмоционально-ценностной (самоотношение)
- и действенно-волевой (саморегуляция).
Имеется в виду процесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.
Самосознание, согласно Чесноковой, представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем и понятие своего собственного «Я».
В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я».
Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности.
Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.
Структура самосознания, таким образом, понимается как
- единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности),
- самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе)
- и саморегуляции.
Психологические явления, относящиеся к бессознательному уровню
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека.
Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.
Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
В бессознательном, в отличие от сознания,
- невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает,
- невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят
· психические явления, возникающие во сне ( сновидения );
· гипнотические состояния;
· инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.
· движения, так называемые автоматизмы, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые;
|
|
Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля:
- навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д.
Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь.
На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.
· Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.
Например:
1. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар.
Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма.
Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.
2. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять
минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик.
Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание.
На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик.
|
|
Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял:
она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея
целью убедиться в том, что он принадлежит ей.
Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.
Отрасли психологии
Отрасли психологии условно можно разделить на общие и специальные.
Обшие отрасли имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются.
Эти отрасли иногда объединяют понятием «общая психология».
Обшая психология изучает обшие закономерности возникновения и функционирования психики
Специальные отрасли психологии занимаются вопросами, представляющими особый интерес для познания одной или нескольких групп явлений.
К ним относятся:
· возрастная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности возникновения и функционирования психики и поведения, людей разного возраста;
· социальная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования психики и поведения человека в процессе его межличностных взаимодействий.
· дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий, - это отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга.
· психофизиология - это отрасль психологии, изучающая связь психических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС;
· педагогическая психология - отрасль психологии, исследующая формирование и изменение психологии людей в условиях обучения;
· медицинская психология - отрасль психологии, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.
Кроме перечисленных отраслей психологии, есть еще и другие:
- политическая психология,
- экономическая психология,
- военная психология,
- психология спорта,
- психология рекламы и т.д.
Психологические научные дисциплины условно можно разделить на теоретические и практические.
Психологи-теоретики заняты:
- поиском новых знаний,
- они наблюдают явления в естественной обстановке или в лаборатории,
- интерпретируют полученные результаты,
- создают схемы,
- объясняющие поведение.
Психологи-практики более многочисленны – это:
- школьные психологи,
- медицинские психологи,
- социальные психологи,
- психологи-консультанты в организациях и т.д.
Методы психологии
Психические явления нематериальны, и, следовательно, методы, которые используются в естественных науках, для их изучения не всегда подходят.
Это было известно еще в XVIIl и XIX веках, когда психические явления изучали методом интроспекции (букв. «смотрение внутрь»), т.е. самонаблюдения.
Человек наблюдал за самим собой и описывал выявленные факты.
Самонаблюдение - неотъемлемое качество человека.
- Мы все время анализируем свои действия и чувства,
- оцениваем свое отнощение к другим людям и их отнощение к себе.
Однако как метод научного исследования интроспекция оказалась весьма ненадежной.
Ведь на основе самонаблюдения мы способны описывать не столько сами чувства, мысли и друтие психические состояния, сколько свои воспоминания о них, даже если мы осознаем свой внутренний мир и искренне хотим рассказать о себе правду.
Однако мы далеко не все знаем о себе и, даже желая что-то рассказать, не всегда способны это сделать.
Наша психика - не замкнутый в себе мир.
Наши мысли, чувства, мечты прорываются наружу в виде поступков, дел, доступных внешнему объективному наблюдению.
Их можно записывать, снимать на пленку и т.д.
Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение.
I.
Наблюдение - это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых для целей исследования.
Существует несколько видов наблюдений
О внутреннем наблюдении мы говорили выше.
1. Внешнее наблюдение - это наблюдение со стороны.
2. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок и программы,
3. а стандартизованное, напротив, заранее определено и ведется по четкой программе.
4. Включенное наблюдение предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фаната, наркомана и т.д.
5. Можно также наблюдать человека незаметно.
При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеокамеру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны наблюдателя).
Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы и минусы.
- Наблюдение проводится в естественных условиях. +
+ -
- Его относительная простота сочетается с субъективностью наблюдателя и определенными трудностями при подготовке данных к обработке. -
- Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.
II.
Эксперимент - один из основных методов психологии.
Это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.
Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы:
1. Во первых, над людьми можно экспериментировать только с их согласия.
2. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вообще нельзя ставить.
3. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того:
- как понята цель участниками,
- где, когда и кем проводится эксперимент,
- как ведет себя экспериментатор и т.д.
Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко.
В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.
Эксперимент может быть:
- лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией;
- естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухонемых детей);
- констатирующим, когда изучаются психологические явления;
- формирующим, если в его процессе развиваются определенные психологические качества участников эксперимента.
Например: Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с помощью колец Ландольта в двух сериях экспериментов. Сначала измерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце в обычных условиях, затем предлагали игру в «охоту». В среднем острота зрения у всех участвующих повысилась почти на 30%.
III.
Тест (англ. проба, проверка) - один из популярных современных методов.
Тест - это специализированный метод психодиагностики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Психодиагностика - процедура оценки индивидуально-психологических свойств личности.
Хороший тест приходится создавать годами.
Например,
первый из тестов интеллекта Векслера-Белвью был издан в 1929 г. Пересмотренный вариант появился в 1946 г. В 1955 г. он активно обновлялся, и теперь широко известен как шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS). В 1981 г. тест был пересмотрен и теперь известен как WAIS-R.
Виды тестов:
· тест-задание, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает;
· тест-опросник, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (пригодности) и надежности вопросов.
+ Положительная сторона тестов в том, что они применимы к людям с
Различным статусом.
- Недостаток состоит в том, что человек при желании может сознательно
повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как построен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности.
В этих случаях обычно применяют проективные методики:
· проективный, который можно использовать для изучения процессов, не осознаваемых человеком.
- «Нарисуй семью»,
- «Дом-дерево-человек»,
- «Нарисуй несуществующее животное» и т.д.
- Широко применяют тест Люшера,
- тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т.д.
В качестве методов исследования используют:
IV. Опрос
V. Биографический метод