Одним из главных факторов успеха деятельности предприятия в условиях рынка является непрерывное обновление товаров и технологии производства, иными словами — создание, разработка, испытания в рыночных условиях, освоение производства новой продукции.Новая продукция, создаваемая на базе новых идей, исследований и технических достижений, обеспечивает конкретный успех на рынках сбыта. Понятие цикл "НИР — производство" подразумевает тесную взаимосвязь научных исследований с их промышленным освоением. Полный комплекс работ по созданию и освоению новых товаров приведен на рис 1.
Рис. 1. Комплекс работ по созданию и освоению новых товаров
Все работы, входящие в систему подготовки производства (СПП), немыслимы без информационного обеспечения и экономической отработки. Экономическая отработка должна производиться на каждой стадии СПП. Это тем более важно, что при результатах, значительно превышающих первоначальные оценки и требующих увеличения предварительно запланированных издержек, можно отказаться от идеи создания нового товара и предотвратить убытки фирмы.
|
|
Экономическая отработка и анализ в большей степени важны на ранних стадиях создания изделия (НИОКР). Именно на этих стадиях закладываются основы экономичности и эффективности нового товара.
Успешная реализация такой сложной проблемы, как создание и освоение нового товара, невозможна без использования системного подхода, который основан на комплексном решении входящих в проблему работ и задач, предусматривает постановку цели, требует выявления содержания входных и выходных потоков информации, установления критериев оптимизации, прогнозирования, моделирования.
Критерии оптимизации системы создания и освоения нового товара устанавливаются в зависимости от целей и задач фирмы. Ими, в частности, могут быть:
- технический уровень изделия;
- сроки создания и освоения;
- увеличение объемов производства;
- увеличение товарной номенклатуры;
- снижение издержек при подготовке производства и в производстве;
- снижение издержек при эксплуатации изделия.
Роль технологии. Современный этап научно-технического производства характеризуется технической революцией, связанной с переходом от преимущественно механической обработки предметов труда к комплексному использованию сложных многообразных форм движения материи, особенно физических, химических, биологических процессов.
Технология определяет:
- выбор предметов труда;
- средств воздействия на них;
- оснащение производства оборудованием;
- приспособлением;
- инструментом;
- средствами контроля;
|
|
- способы сочетания личного и вещественного элементов производства во времени и пространстве и т.д.
Освоение принципиально новых технологий – одновременно и следствие и предпосылка эффективного использования новых средств и предметов труда, т.к.
8.2.6.Процесс формирования производственного плана
Производственный план является составной частью общего плана предприятия. программа. Производственный план – это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции. Через производственный план реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли.
Производственный план предприятия формируется на основе маркетинговых исследований, которые ведутся в двух направлениях: поиск соответствующего сегмента рынка и оценка возможного объема выпуска продукции.
Номенклатура и ассортимент продукции являются одним из основных показателей производственного плана предприятия.
Номенклатура продукции это перечень различных изделий в плане предприятия, определяющий основные направления производства и его специализацию.
Ассортимент продукции представляет расширенный по сравнению с номенклатурой набор разновидностей продукции определенного наименования, различающейся технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, качеством, внешним видом и т. д.). Каждое предприятие выпускает продукцию определенного ассортимента (номенклатуры) и определенной ассортиментной структуры.
С позиции производителей, чем уже ассортимент, тем проще ассортиментная структура производимой продукции, тем лучше и проще организация и технология производства, тем ниже производственные затраты, и выше, при прочих равных условиях, рентабельность. То же самое относится и к обновлению ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Потребитель же, напротив, заинтересован в расширении ассортимента продукции, в его постоянном обновлении.
Понятия оптимизированного ассортимента, оптимизированной структуры выпускаемой продукции весьма сложные; еще сложнее задача нахождения оптимальных вариантов ассортимента и структуры продукции.
Планирование выпуска продукции это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией предприятия, включая создание торговой марки и упаковки. Хорошо структурированный план позволяет детально разработать соответствующие программы маркетинга, скоординировать совокупность товаров.
Маркетинг начинается с потребителя и заканчивается потребителем. Отдел маркетинга проводит комплексное изучение рынков, их проблем и перспектив; изучает спрос товарного ассортимента, с учетом требований рынка и возможностей предприятия: анализирует и прогнозирует экономическую конъюнктуру: рекламирует продукцию.
При разработке конкретной производственной программы учитываются сроки и объем поставок продукции на рынок, максимальную, равномерную загрузку производственных мощностей, платежеспособный спрос населения.
Формирование производственной программы состоит из нескольких этапов.
На первом этапе вся продукция ранжируется с учетом интересов предприятия и возможностей ее сбыта. Для этого разрабатывается ранговая таблица на основе экспертных оценок специалистов.
На втором этапе дается оценка параметров (показателей)., зависящих от назначения. и конъюнктуры, например, вида, надежности в работе,, экономичности, безопасности. эффективности, соответствия моде, дизайну и т.д.
Величина параметров заносится в таблицу в той последовательности, по которой оценивает рынок.
Оценка качества продукции принимается за эталон, которому присваивается величина, равная единице. Эксперты оценивают качество выпущенной продукции и выставляют соответствующую оценку.
|
|
На третьем этапе определяется степень спроса продукции на рынке. Существуют четыре степени спроса: неограниченный, ограниченный, эпизодический, нулевой.
На четвертом этапе оценивается продукция по степени конкурентоспособности. Эксперты по совокупности факторов оценивают продукцию и результаты заносят в соответствующую таблицу. Конкурентоспособность определяется двумя главными критериями: качеством продукции и ее ценой. Чем выше уровень качества и ниже цена, тем выше конкурентоспособность продукции.
При оценке конкурентоспособности продукции решаются следующие задачи:
1. Определяется номенклатура готовой продукции, исходя из действующих производственных мощностей и требований продукции на рынке:
2. Выявляются конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию:
3. Определяются технико-экономические показатели для оценки конкурентоспособности продукции и выбирается метод расчета:
4. Рассчитывается интегральный общий показатель конкурентоспособности:
5. Определяется номенклатура продукции с позиции потребителя и производителя:
6. Выявляются требования к продукции на внутренних и внешних рынках, т.к. часто требования не совпадают.
В производственную программу включается продукция, у которой интегральный показатель конкурентоспособности выше показателя аналогичного продукта у товаропроизводителя-конкурента.
На пятом этапе изучаются факторы, влияющие на конкурентоспособность, и сопоставляются с параметрами факторов главных конкурентов.
Правильное определение в плане выпуска продукции ассортимента, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение на рынке.
Производственный план предприятия формируется с учетом объема запаса продукции на товарном складе и остатка продукции на стадии комплектования заказов, упаковки и подготовки к отправке потребителям.
|
|
Объем запаса продукции на складе зависит от влияния следующих факторов: нестабильности или колебания рыночного спроса; обеспечения гарантийного послепродажного обслуживания запасных узлов, деталей, частей, выходящих из строя, замены бракованных образцов для удовлетворения неожиданного увеличившегося рыночного спроса.
Размер запаса может колебаться, и его величина зависит от планируемого объема продаж.
При формировании производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные величины (показатели).
Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в физических единицах измерения, с учетом потребления отдельных видов. Установленные в программе единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством. В производственном плане предприятия предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий: указываются конкретные сроки замены устаревших и производства новых видов изделий.
На этапе планирования нового вида изделия устанавливается график постепенного прекращения производства и сбыта устаревшей продукции, в который включаются этапы работ по переориентации предприятия на другой вид изделия, перераспределения ресурсов и перестройки сети сбыта.
При разработке производственной программы учитываются научные подходы, принципы и методы менеджмента.