Своеобразие воспитательной практики родителей подростков с нарушениями зрения

Н.Е. Кравченко

Общеизвестно, что в подростковом возрасте важнейшую роль в пол­ноценной социализации играет семья. Для лиц с дефицитарным разви­тием взаимоотношения между членами семьи существенно отличаются от обычных. В первую очередь это происходит из-за того, что дети до 7—8-ми лет в силу объективных причин не могут посещать различные детские учреждения, и целиком замкнуты на членов семьи. Кроме того, с раннего детства они вынуждены проводить много времени в стациона­рах в диагностических и лечебных целях, что зачастую сопряжено с дли­тельными болевыми 'ощущениями в условиях отрыва от привычного се­мейного окружения и образа жизни. Существенным фактором, накла­дывающим глубокий отпечаток на взаимоотношения между родителями и детьми, является необходимость проживания в специальном интерна­те с 7—8 лет, то есть с полной изоляцией от родительской семьи, если дети иногородние (от каникул до каникул), а если они из Петербурга или пригородов, то попадают домой на выходные дни.

Выборка составила 67 воспитанников Интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей С.-Петербурга. Большая часть из них является инвалидами детства. Обследовались подростки 14—17-ти лет: 33 мальчика и 34 девочки.

Воспитательная практика родителей определялась по методике «По­ведение родителей и отношение подростков к ним», содержащей следу­ющие шкалы: позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности. Таким образом, рассматрива­ются три значимых фактора: положительный интерес — враждебность, директивность — автономия, непоследовательность. Помимо субъек­тивного образа, который создается у подростка об отношениях с роди­телями и их воспитательной практике, выявляется и объективный фак­тор, то есть реальные отношения и родительская воспитательная прак­тика. Кроме того, с каждым подростком в ходе индивидуальной беседы проводилось обсуждение полученных результатов.

В ответах мальчиков не выявляется значимых различий по шкале «Позитивного интереса», проявляемого к ним матерями (высокая оцен­ка — 21%) и отцами (высокая оценка — 28%). Позитивный интерес понимается как мальчиками, так и девочками в качестве повышенной опеки, которая является для них весьма значимой в связи с указывав­шимися особенностями физического развития. Помимо этого, отно­шения отличаются большей эмоциональной насыщенностью, чем при средних и низких оценках по этой шкале. Также они характеризуются высоким уровнем информированности родителей и детей о существую­щих у каждого проблемах, что является основой формирующейся у под­ростков модели взаимодействия людей в различных сферах обществен­ной жизни.

Позитивный интерес, проявляемый к девочкам со стороны матерей, близок к этому же показателю у мальчиков, а со стороны отцов — зна­чительно ниже (высокая оценка оставляет всего 11%, р=0,01%). По шкале «Враждебность» отношение матерей и отцов к девочкам выражается примерно одинаково (высокая оценка — 24% и 28% соответственно). В этом случае можно, вероятно, говорить о скрытом неприятии дочери одним из родителей, поскольку ни одного прямого отказа от ребенка не наблюдалось. Мальчики в два раза чаще отмечают враждебное отноше­ние к себе матерей, чем отцов (высокая оценка по этой шкале — 30% и 16%, р=0,01%).

Достаточно высокий балл отмечен как мальчиками, так и девочками, по шкале «Автономность» (49% со стороны матери и 40% со стороны отца указывается мальчиками; 48% и 37% соответственно девочками). При этом взаимоотношения воспринимаются как формальные, лишен­ные эмоциональной окраски, то есть все члены семьи существуют сами по себе, контактируя друг с другом лишь в случае необходимости.

При оценке отношений и воспитательной практики родителей по шкале «Непоследовательность» девочки оказались значительно более критичными, чем мальчики: высокая оценка составляет у них 56% и 45% — со стороны матери и отца соответственно, тогда как у мальчиков — 36% и 40%. Это означает, что во многих случаях поведение родите­лей, их реакции на те или иные ситуации оказываются для детей не­предсказуемыми. Возможно, в оценках детей с нарушениями зрения сказываются и завышенные ожидания по отношению к родителям, не всегда обоснованная требовательность, а также подсознательное обви­нение их в своем недуге.

Таким образом, зачастую можно наблюдать ограниченность межлич­ностных контактов, обусловленную не только нарушениями зрения, но и ложностью, противоречивостью взаимоотношений с родителями. Проявление эмоциональной холодности со стороны матери или отца, маскируемой словесными изъявлениями заботы о подростке, вызывает ощущение одиночества, снижает самооценку; может вести к пассивно­му отношению к осуществлению своих жизненных задач. Напротив, при принятии ребенка родителями, интересе, гармонично складываю­щихся отношениях в семье, эмоциональной поддержке, складываются условия для успешной адаптации подростка с дефицитарным развитием в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: