Вопрос 4. Институты и стадии социализации

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, ком­пания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носи­телей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систе­му внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья как транслятор типического опыта играет существен­ную роль в ходе всей жизни человека, но особенно велико ее значе­ние в детском возрасте. Семья транслирует ребенку как духовные, так и материальные ценности определенного содержания, но самое главное — она закладывает в него некоторый проект социализации, осознанно или неосознанно разработанный родителями при незри­мом участии многих поколений их предков.

Формальный детский коллектив (группа детского сада, школа) — это детское сообщество, основанное на таких регламентируемых взрослыми формах деятель­ности, как трудовая (в доступных детям видах), продуктивно-твор­ческая, учебная. Формальные детские коллективы используются взрослыми как средство трансляции детям типического опыта, фор­мирование модальной компоненты их личности.

Значение профессиональной группы или трудового коллек­тива в социализации определяется возможностя­ми самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Для взрос­лого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности.

Не менее важным институтом социализации (транслятором типического) является неформальная группа. Особый интерес пред­ставляет именно детская неформальная группа, влияние которой вполне сравнимо с влиянием семьи на социальное развитие ребенка, причем не только в подростковом, но уже в старшем дошкольном возрасте. Более того, в последнее время влияние детской группы на ценности ребенка существенно возросло: «Сдвиг в пользу сверстни­ков происходит, по данным исследований, по нарастающей, уже не только подростки, но и младшие школьники и даже старшие до­школьники все чаще предпочитают ценности равных себе. Это свя­зано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десяти­летий, крушением идеалов, нравственных ориентиров и, с другой, - с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей». Источником воздействия на социальное развитие ребенка в детском сообществе выступает детская субкультура.

Детская субкультура — это целый мир отношений, который дети создавали и продолжают создавать для себя. Его составляют на­родные игры, детский фольклор и юмор, детский правовой кодекс и словотворчество, детское философствование и религиозные пред­ставления, эстетические каноны и наделение прозвищами. К дет­ским сообществам, жизнь которых в значительной степени развора­чивается в пространстве детской субкультуры, относятся детские иг­ровые сообщества, основанные на ролевых, соревновательных играх и играх с правилами, и так называемые самодеятельные группы по интересам (спортивным, музыкальным, техническим и другим). Трансляция типического опыта осуществляется благодаря тому, что детская группа диктует достаточно жесткое подчинение ребенка нормам и правилам взаимодействия, используя для этого игровые ситуации, правовой кодекс, фольклор, присвоение прозвищ и т.д. Большую роль детская группа играет в формировании представле­ний ребенка о своей половой принадлежности.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного ус­воения и воспроизводства социального опыта.

1. Единство подражания, имитации, иденти­фикации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социаль­ное взаимодействие людей.

2. Конформность. Это некритическое принятие и сле­дование господствующим в обществе стандартам, нормам, сте­реотипам массового сознания, авторитетам и идеологии.

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществля­ется в процессе социального контроля. Подкрепляющим и формирующим фактором служит реак­ция окружающих, а образ взаимного восприятия является регуля­тором поведения. Эффекты действия механизма социаль­ной оценки: социальная фасилитация (стимулирующее влия­ние одних людей на поведение, деятельность и общение других) и со­циальная ингибиция ( нега­тивное, тормозящее влияние одного человека на другого).

4. Механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологиче­ских черт, особенностей поведения, характерных для людей опре­деленного пола.

Стадии социализации. Отечественные авторы (Г.М.Андреева) рассматривает основанием для классификации стадий отношение к трудовой деятельности и выделяют 3 стадии:

· дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

· трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека

· послетрудовая стадия социализации охватывает период развития человека после окончания трудовой деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: