Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
Семья как транслятор типического опыта играет существенную роль в ходе всей жизни человека, но особенно велико ее значение в детском возрасте. Семья транслирует ребенку как духовные, так и материальные ценности определенного содержания, но самое главное — она закладывает в него некоторый проект социализации, осознанно или неосознанно разработанный родителями при незримом участии многих поколений их предков.
Формальный детский коллектив (группа детского сада, школа) — это детское сообщество, основанное на таких регламентируемых взрослыми формах деятельности, как трудовая (в доступных детям видах), продуктивно-творческая, учебная. Формальные детские коллективы используются взрослыми как средство трансляции детям типического опыта, формирование модальной компоненты их личности.
|
|
Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности.
Не менее важным институтом социализации (транслятором типического) является неформальная группа. Особый интерес представляет именно детская неформальная группа, влияние которой вполне сравнимо с влиянием семьи на социальное развитие ребенка, причем не только в подростковом, но уже в старшем дошкольном возрасте. Более того, в последнее время влияние детской группы на ценности ребенка существенно возросло: «Сдвиг в пользу сверстников происходит, по данным исследований, по нарастающей, уже не только подростки, но и младшие школьники и даже старшие дошкольники все чаще предпочитают ценности равных себе. Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров и, с другой, - с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей». Источником воздействия на социальное развитие ребенка в детском сообществе выступает детская субкультура.
Детская субкультура — это целый мир отношений, который дети создавали и продолжают создавать для себя. Его составляют народные игры, детский фольклор и юмор, детский правовой кодекс и словотворчество, детское философствование и религиозные представления, эстетические каноны и наделение прозвищами. К детским сообществам, жизнь которых в значительной степени разворачивается в пространстве детской субкультуры, относятся детские игровые сообщества, основанные на ролевых, соревновательных играх и играх с правилами, и так называемые самодеятельные группы по интересам (спортивным, музыкальным, техническим и другим). Трансляция типического опыта осуществляется благодаря тому, что детская группа диктует достаточно жесткое подчинение ребенка нормам и правилам взаимодействия, используя для этого игровые ситуации, правовой кодекс, фольклор, присвоение прозвищ и т.д. Большую роль детская группа играет в формировании представлений ребенка о своей половой принадлежности.
|
|
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.
1. Единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей.
2. Конформность. Это некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии.
3. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения. Эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других) и социальная ингибиция ( негативное, тормозящее влияние одного человека на другого).
4. Механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.
Стадии социализации. Отечественные авторы (Г.М.Андреева) рассматривает основанием для классификации стадий отношение к трудовой деятельности и выделяют 3 стадии:
· дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.
· трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека
· послетрудовая стадия социализации охватывает период развития человека после окончания трудовой деятельности