Тема 2. Основные подходы к классификации речевых нарушений

Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функ­ции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

В настоящее время проблема классификации остается одной из актуальных проблем логопедии. Сложность классификации речевых нарушений обусловлена рядом причин, среди которых ведущее место занимает недостаточная изученность самого механизма речи, а также несовпадение взглядов исследователей на вопрос о принципах, на основе которых она должна быть построена.

На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопрос о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстойств и опиралась на сложившиеся в ней к концу ХIХ – началу ХХ века классификации.

Одной из первых была классификация А. Куссмауля (1877), который подверг критическому анализу сложившееся представление о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию. Эта классификация (клиническая) легла в основание ряда модификаций в работах зарубежных и отечественных исследователей I четверти ХХ века: В. Олтушевского, Г. Гутцмана, Э Фрешельса, С.М. Доброгаева и др.

Противоречия между классификациями стали заметны на фоне достижений фундаментальных и прикладных наук ХХ столетия: физиологии высшей нервной деятельности, психологии, лингвистики, медицины, педагогики.

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались пред­метом изучения дисциплин медико-биологического цикла, клиническая классификация речевых на­рушений получила большое распространение. М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др. в клиническую классификацию стали вносить коррективы, в результате которых значительно пополнилась содержательная сторона речевых расстройств.

Так, например, основы становления Московской научной школы современной логопедии были заложены в 60-е г.г. XX века и связаны с именем Сергея Семеновича Ляпидевского - практического невропатолога, ученого-педагога, который возглавлял кафедру логопедии МПГУ в 60-е-70-е годы.

В основе клинической класси­ фикации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделяются раз­личные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Это нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.

В процессе дальнейшего развития этого направления в наши дни уточняются и привносятся новые представления о клинико-педагогической квалификации, структуре и патогенезе речевых нарушений. Так, объемными становятся клинико-педагогические характеристики детей с заиканием, с дизартрией, существенно обогащаются представления о ринолалии и, особенно, динамике речевого развития при ранних хирургических вмешательствах. Показано, что в связи с новыми хирургическими технологиями, позволяющими оперировать детей вскоре после года, логопедическая работа должна начинаться немедленно, иначе сложившиеся патологические двигательные стереотипы быстро восстанавливаются и серьезно осложняют дальнейшую коррекцию.

Многие признаки речевых нарушений благодаря клиническим и логопедическим исследованиям существенно уточнены, некоторые из них выделены впервые. Навсегда исчезли такие квалификации речевых расстройств, как косноязычие. В практику логопедии введены понятия о невротической и неврозоподобной формах заикания, стертой дизартрии.

В русскоязычной научной литературе впервые представлены речевые и поведенческие особенности детей с клаттерингом, четко показана близость таких клинических явлений, как неврозоподобное заикание и клаттеринг.

Накопление системных представлений о речевом развитии дало новый импульс для проведения более глубоких научных исследований в логопедии.

Представления о функциональной системе как теоретической парадигме анализа данных, получаемых в клинико-педагогическом направлении исследований, позволяют более глубоко рассмотреть патогенез речевых расстройств. Рассмотрение программы действия речеязыковой функции через призму системных представлений дает возможность выделить то звено патогенетического механизма, которое ведет к появлению нарушений речи. Наиболее подробно эти механизмы изучены при заикании.

Иные принципы анализа речевых нарушений были разработаны Р.Е. Левиной, работы которой заложили основание новой логопедии – детской логопедии. Были внесены определенные ограничения в трактовку самих речевых нарушений у детей на основе критерия первичности-вторичности дефекта.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, основанная на выделении тех признаков речевой деятельности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода, применяется в качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и для использования фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошколь­ного и школьного возраста.

С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены.

На основе психолингвистических критериев — нарушения язы­ковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы. К первой группе относятся следующие нарушения: фонети­ческое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; об­щее недоразвитие речи.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.

Придерживаясь этого подхода, педагог имеет возмож­ность четко представить направление коррекционного обучения в каждой категории дефектов: при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при недостатках произно­шения звуков.

Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

В современной логопедии происходит переосмысление теоретических и методических подходов к диагностике, коррекции и компенсации речевого недоразвития. В исследованиях последних десятилетий делаются попытки проанализировать механизмы проявления отклонений в речевом развитии и определить пути воздействия на базовые предпосылки, обеспечивающие высокую динамику развития речи, все большее внимание уделяется глубинному лингвистическому и психолингвистическому анализу проявлений речевого недоразвития. (Феномен ОНР привлекает внимание большого числа исследователей).

Таким образом, в настоящее время в обращении находятся две классификации - клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клиническая и психолого-педагогическая классификации нару­шений речи взаимно дополняют друг друга.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
нарушения речи
нарушения устной речи нарушения письменной речи
нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания нарушения структурно-семанти ческого оформле ния высказыва ния  
нарушения голосо- образования нарушения темпо-ритмической организации высказыва ния нарушения звукопроиз носитель ной организа ции нарушение нескольких звеньев фонацион ного оформления    
дисфония брадилалия тахилалия клаттеринг заикание дислалия ринолалия дизартрия алалия афазия дислексия дисграфия
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
нарушения речи
нарушения средств общения нарушения в применении средств общения
ФФНР ОНР заикание
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: