Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.
В настоящее время проблема классификации остается одной из актуальных проблем логопедии. Сложность классификации речевых нарушений обусловлена рядом причин, среди которых ведущее место занимает недостаточная изученность самого механизма речи, а также несовпадение взглядов исследователей на вопрос о принципах, на основе которых она должна быть построена.
На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопрос о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстойств и опиралась на сложившиеся в ней к концу ХIХ – началу ХХ века классификации.
Одной из первых была классификация А. Куссмауля (1877), который подверг критическому анализу сложившееся представление о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию. Эта классификация (клиническая) легла в основание ряда модификаций в работах зарубежных и отечественных исследователей I четверти ХХ века: В. Олтушевского, Г. Гутцмана, Э Фрешельса, С.М. Доброгаева и др.
|
|
Противоречия между классификациями стали заметны на фоне достижений фундаментальных и прикладных наук ХХ столетия: физиологии высшей нервной деятельности, психологии, лингвистики, медицины, педагогики.
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, клиническая классификация речевых нарушений получила большое распространение. М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др. в клиническую классификацию стали вносить коррективы, в результате которых значительно пополнилась содержательная сторона речевых расстройств.
Так, например, основы становления Московской научной школы современной логопедии были заложены в 60-е г.г. XX века и связаны с именем Сергея Семеновича Ляпидевского - практического невропатолога, ученого-педагога, который возглавлял кафедру логопедии МПГУ в 60-е-70-е годы.
В основе клинической класси фикации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Это нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.
|
|
В процессе дальнейшего развития этого направления в наши дни уточняются и привносятся новые представления о клинико-педагогической квалификации, структуре и патогенезе речевых нарушений. Так, объемными становятся клинико-педагогические характеристики детей с заиканием, с дизартрией, существенно обогащаются представления о ринолалии и, особенно, динамике речевого развития при ранних хирургических вмешательствах. Показано, что в связи с новыми хирургическими технологиями, позволяющими оперировать детей вскоре после года, логопедическая работа должна начинаться немедленно, иначе сложившиеся патологические двигательные стереотипы быстро восстанавливаются и серьезно осложняют дальнейшую коррекцию.
Многие признаки речевых нарушений благодаря клиническим и логопедическим исследованиям существенно уточнены, некоторые из них выделены впервые. Навсегда исчезли такие квалификации речевых расстройств, как косноязычие. В практику логопедии введены понятия о невротической и неврозоподобной формах заикания, стертой дизартрии.
В русскоязычной научной литературе впервые представлены речевые и поведенческие особенности детей с клаттерингом, четко показана близость таких клинических явлений, как неврозоподобное заикание и клаттеринг.
Накопление системных представлений о речевом развитии дало новый импульс для проведения более глубоких научных исследований в логопедии.
Представления о функциональной системе как теоретической парадигме анализа данных, получаемых в клинико-педагогическом направлении исследований, позволяют более глубоко рассмотреть патогенез речевых расстройств. Рассмотрение программы действия речеязыковой функции через призму системных представлений дает возможность выделить то звено патогенетического механизма, которое ведет к появлению нарушений речи. Наиболее подробно эти механизмы изучены при заикании.
Иные принципы анализа речевых нарушений были разработаны Р.Е. Левиной, работы которой заложили основание новой логопедии – детской логопедии. Были внесены определенные ограничения в трактовку самих речевых нарушений у детей на основе критерия первичности-вторичности дефекта.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, основанная на выделении тех признаков речевой деятельности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода, применяется в качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и для использования фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста.
С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены.
На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы. К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи.
Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.
Придерживаясь этого подхода, педагог имеет возможность четко представить направление коррекционного обучения в каждой категории дефектов: при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при недостатках произношения звуков.
|
|
Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.
В современной логопедии происходит переосмысление теоретических и методических подходов к диагностике, коррекции и компенсации речевого недоразвития. В исследованиях последних десятилетий делаются попытки проанализировать механизмы проявления отклонений в речевом развитии и определить пути воздействия на базовые предпосылки, обеспечивающие высокую динамику развития речи, все большее внимание уделяется глубинному лингвистическому и психолингвистическому анализу проявлений речевого недоразвития. (Феномен ОНР привлекает внимание большого числа исследователей).
Таким образом, в настоящее время в обращении находятся две классификации - клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений | |||||
нарушения речи | |||||
нарушения устной речи | нарушения письменной речи | ||||
нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания | нарушения структурно-семанти ческого оформле ния высказыва ния | ||||
нарушения голосо- образования | нарушения темпо-ритмической организации высказыва ния | нарушения звукопроиз носитель ной организа ции | нарушение нескольких звеньев фонацион ного оформления | ||
дисфония | брадилалия тахилалия клаттеринг заикание | дислалия | ринолалия дизартрия | алалия афазия | дислексия дисграфия |
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений | ||
нарушения речи | ||
нарушения средств общения | нарушения в применении средств общения | |
ФФНР | ОНР | заикание |