Методологические вопросы ценообразования

Ценообразование в логистических системах

Роль ценообразования в современных условия

х Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получае­мой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т. д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприя­тие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся на рынке ситуации: выживаемость фирмы, изменение темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т. д. Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме того, ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и соответственно оперативно предотвра­тить нежелательные тенденции после их проявления. Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования. Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увели­чения нормы прибыли является отладка механизма ценообразования. Прошло время, когда снижение затрат, увеличение объема производства и производи­тельности считались основными средствами увеличения прибыльности компа­нии. Влияние ценообразования на прибыль значительно.

Так, увеличение цены на 1% приводит к увеличению прибыли в среднем на 11,1%. Таким образом, влияние цены на увеличение прибыли в 3—4 раза больше, чем влияние объема продаж. Справедливо и обратное утверждение — снижение цены на 1% (при неизменном объеме продаж) приводит к снижению прибыли на 11%. Такой механизм увеличения прибыли представляется весьма значимым, особенно если учитывать невысокую норму прибыли у большинства современ­ных предприятий.

Методологические вопросы ценообразования

" Методология ценообразования — это совокупность общих правил, принципов и методов: разработка концепции ценообразования, определение и обоснование цен, формирование системы цен, управление ценообразованием. Методология едина для всех уровней установления цен, т. е. основные по­ ложения и правила формирования цен не меняются в зависимости оттого, кто и на какой срок устанавливает цены. Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методикой. Они существенно отличаются друг от друга: на основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализа­ции этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методики — это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Есть, например, методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Таким образом, методики являются первым и важнейшим элементом методологии. Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.

Прин­ципы ценообразования — это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Многие ученые выделяют следующие важнейшие принципы ценообразования:

• научность обоснования цен;

• целевая направленность цен;

• непрерывность процесса ценообразования;

• единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в отрасли сбыта системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнози­ровать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической. Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении целевой аудитории, для которой планируется реализовывать конкретный вид продук­ции по конкретной в данный момент времени цене. Другая сторона целевой ориентации цен направлена на создание возможностей освоения новой, про­грессивной продукции, повышения ее качества. С макроэкономической точки зрения в России (и за рубежом, например в США) на определенный период вре­мени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен может изменяться на каждом этапе развития организации и жизненного цикла продукции.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция прохо­дит ряд этапов (например, руда — чугун — сталь — прокат и т. д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вно­сятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс становится все более динамичным. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это — про­ дукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия услуги транспорта и т. д. Цель контроля — проверка правильности примене­ния установленных законодательством, общих для всех принципов и правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.). Различают два вида контроля за ценами: 1) государственный, осуществляемый государственными органами цено­образования — федеративными и региональными, при которых имеются ин­спекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить Государствен­ный антимонопольный комитет РФ, государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли и другие государственные органы и структуры, в полномочия которых входят функции контроля за уровнем цен. 2) общественный, проводимый обществами потребителей. Законом о защите прав потребителей, принятым в Российской Федерации, предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: