Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие:
· меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;
· меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
· организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной пооддержке;
· поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
· организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;
· организацию и совершенствование общественных работ;
· меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
· интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агенствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
|
|
· совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
· создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.
Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Субъектами организации занятости населения в Республике являются: центральный исполнительный орган, местные исполнительные органы, работодатели.
Порядок деятельности, правовой статус и компетенция центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан.
Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции обязан:
· осуществлять методическое и организационное руководство уполномоченными органами;
· анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда, информировать население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда;
· разрабатывать Республиканскую программу занятости населения;
· принимать участие в рассмотрении проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;
· выдавать, приостанавливать и отзывать лицензии на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
|
|
· выдавать разрешение, в пределах установленной Правительством Республики Казахстан квоты, работодателям на привлечение иностранной силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
· совместно с заинтересованными органами определять потребность в подготовке кадров и их трудоустройстве;
· формировать единую информационную базу рынка труда.
Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем:
· разработки региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости;
· ежегодного определения целевых групп, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и социальных мер по их защите;
· поддержки создания дополнительных рабочих мест через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
· оказания социальной защиты безработным гражданам;
· организации общественных работ;
· осуществления других мероприятий, способствующих занятости населения.
Центральные и местные исполнительные органы по вопросам занятости согласно ст.8 Закона обязаны:
· информировать обращающихся граждан и безработных о возможности получения работы, а работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой;
· оказывать содействие гражданам и безработным в выборе работы, выдавать направления для трудоустройства и обучения;
· формировать банк данных по рынку труда;
· не позднее 10 дней со дня обращения граждан регистрировать, ставить их на учет;
· оказывать бесплатные услуги гражданам и безработным в профессиональной ориентации;
· направлять безработных с их согласия на общественные работы;
· направлять безработных на профессиональное обучение в соответствии с потребностями рынка труда;
· выдавать безработному справку, что он зарегистрирован как безработный;
· анализировать, прогнозировать спрос и предложение части экономически активного населения (рабочей силы) и информировать население, местные и центральный исполнительные органы о состоянии рынка труда;
· реализовывать региональные программы занятости населения и специальные мероприятия, беспечивающие содействие занятости целевым группам.
Уполномоченный орган по вопросам занятости имеет право:
· направлять граждан и безработных к работодателям при наличии у последних потребности в рабочей силе;
· вносить в местные испольнительные органы предложения по подготовке и проведению общественных работ в организациях, расположенных на их территории;
· запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, в организациях образования, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и планируемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям).
Работодатели участвуют в реализации государственой политики занятости путем:
· оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий индивидуальных трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с законодательством о труде;
· развития системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала;
· сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений;
· содействия в организации и проведении общественных работ;
· финансирования общественных работ за счет собственных средств;
· принятия на работу на вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства в соответствии с квалифицированными требованиями, установленными в организациях;
|
|
· страхования работников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Работодатель обязан:
· предостовлять уполномоченному органу в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее, чем за один месяц до начала высвобождния;
· направлять уполномоченному органу сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления;
· своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления к нему уполномоченным органом граждан) извещать о приеме на работу или отказе в приеме на работу с указанием причины путем соответствующей отметки в направлении, выданном уполномоченным органом.