Важнейшим вопросом при рассмотрении режима правового регулирования денежного обращения является определение понятия «деньги». Необходимо отметить, что содержание данного понятия с экономической и правовой точек зрения неравнозначно.
Экономическая наука оперирует понятием «деньги», являющимся производным от выполняемых ими функций. Весьма примечательно высказывание К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю: «Что такое деньги? Деньги — это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги»1. Отечественные экономисты критикуют зарубежных коллег за тавтологию, справедливо отмечая, что сущность денег проявляется в их функциях, а не наоборот, и предлагают понимать деньги как «товар, обладающий наибольшей способностью к обмену и выполняющий в связи с этим роль всеобщего эквивалента»2.
Широко используемое понятие денег как совокупности различных видов имущества, финансовых активов, которые могут использоваться в качестве общепризнанного средства обращения и платежа, смешивается с понятием денежной массы.
|
|
В структуре денежной массы на основании различной степени ликвидности (возможности непосредственного использования для осуществления расчетов и платежей) выделяются денежные агрегаты, включающие такие виды финансовых активов, как монеты и банкноты (наличные деньги), остатки на расчетных, текущих банковских счетах, вклады до востребования (безналичные денежные средства), срочные вклады и депозиты, депозитные и сберегательные сертификаты, отдельные виды краткосрочных ценных бумаг (чеки, векселя, государственные облигации и т. д.).
С юридической точки зрения отдельные компоненты денежной массы являются отличными от денег объектами правоотношений; на первое место при этом выступает вопрос о соотношении правового режима наличных денег и безналичных денежных средств.
Проблема определения природы наличных денег и безналичных денежных средств не входит в область интересов науки финансового права в отличие от гражданского права. При изучении вопросов правового регулирования денежного обращения специалисты в области финансового права традиционно акцентируют внимание на денежном обращении как движении денег в наличной и безналичной формах и на различиях правового режима регулирования обращения наличных денег, безналичного денежного обращения и расчетов: «При наличном денежном обращении средством платежа выступают передаваемые одним субъектом расчетов другому наличные денежные знаки (монеты, банкноты)... при безналичном денежном обращении происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта... и зачисление их на банковский счет другому субъекту, т. е. совершаются денежные операции, при которых наличные денежные знаки отсутствуют»1.
|
|
Среди специалистов гражданского права при полном единодушии по вопросу признания правовой природы наличных денег — монет и банкнот — как вещной нет единства при определении правовой природы безналичных денежных средств — остатков на банковских счетах и вкладов до востребования.
В гражданском законодательстве согласно российской правовой доктрине деньги традиционно рассматриваются как вещи, определяемые родовыми признаками, платежная сила которых определяется количеством денежных единиц, заключенных в соответствующих купюрах (монетах). Согласно ст. 128 ГК деньги рассматриваются как разновидность вещей, в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК признаются движимым имуществом.
В настоящее время в юридической литературе наметились две основные теории, которые по-разному объясняют правовую природу безналичных денежных средств. Одни ученые признают за ними вещно-правовое начало1, другие считают, что безналичные денежные средства есть не что иное, как право требования клиента к банку, и носит это право обязательственный характер2.
Деньги, образно выражаясь, — кровь экономики и так же, как и их биологический аналог, находятся в постоянном движении, циркуляции, связанных с движением товарных потоков, выполнением работ, оказанием услуг, осуществлением платежей, формированием накоплений и сбережений. Процесс непрерывного движения денег представляет собой денежное обращение, а установленная государством форма денежного обращения — денежную систему.
Правовая основа функционирования денежной системы России установлена Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В России денежная система включает следующие элементы:
официальную денежную единицу;
порядок эмиссии наличных денег;
организацию и регулирование денежного обращения.
К числу элементов денежной системы также можно отнести масштаб цен, виды денежных знаков, орган государственной власти, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Статьей 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 коп. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов.
Весьма примечательно, что в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие «валюта Российской Федерации» трактуется более широко и включает денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах (ст. 1).
Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Банку России.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ, они обязательны к приему по их нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Денежное обращение происходит в форме движения наличных денег, а также в форме безналичных расчетов. Органом государственной власти РФ, осуществляющим регулирование денежного обращения, является Банк России, который монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также безналичные расчеты.