План семинара
1. Онтология как учение о бытии. Формы бытия.
2. Развитие представлений о бытии в истории философии.
3. Учение о материи. Основные свойства материи.
4. Пространство и время как форма существования материи
При ответе на первый вопрос плана следует отметить, что категория бытия
является исходной категорией в философском осмыслении мира. Любое философское рассуждение начинается с вопроса о том, что такое бытие.
Категория бытия выражает общее для всех вещей, процессов и явлений –
факт их существования.
В самом широком смысле под бытием подразумевается предельно общее понятие о существовании. Бытие есть все, что есть: материальные предметы, явления, процессы, наши мысли, мечты, настроения, - все это реально существует и рассматривается как часть бытия.
Бытие разделяется на два мира: материальный (мир природы) и идеальный (мир духа). Материальный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Идеальный мир, мир человеческого мира существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей. Комбинация этих двух основных форм позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия. Такой подход позволяет говорить о специфичности бытия человека, который одновременно принадлежит к двум мирам: материальному и духовному. Способ бытия человека в мире природы определяется принадлежностью его к миру духа, и наоборот. В этом отношении бытие человека представляет собой диалектическое единство тела и духа.
Бытие вещей разделяется на бытие вещей, процессов, состояний природы и бытие вещей произведенных человеком. Все продукты человеческой деятельности отличаются от бытия самой природы тем, что они опосредованы человеческим духом.
Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека, который подразделяется на бытие субъективного и бытие объективного духа. Субъективный дух это внутренний духовный мир отдельно человека. Объективный дух это духовное достояние всего общества (наука, мораль, искусство и т.п.). Между бытием субъективного и объективного духа существует тесная взаимосвязь.
Особое место среди форм бытия занимает бытие общества, бытие социальное. Это обусловлено тем, что в нем теснейшим образом переплетается материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный дух.
При подготовке второго вопроса плана следует обратить внимание на то, что в теоретической форме понятие «бытие» представлено впервые в учении элейской школы древнегреческим философом Парменидом.
Бытие, с точки зрения Парменида, есть мысль, которая стоит за миром чувственных вещей. Бытие абсолютно и совершенно. Парменид полагал, что бытие есть мысль, Парменид имеет в виду не мысль отдельного человека, а космический Разум, Логос, через который раскрывается содержание мира для человека.
У другого древнегреческого мыслителя Платона бытие предстает как множество умопостигаемых сущностей – идей. Он исходит из того, что мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, движутся и изменяются, в них нет ничего устойчивого, а значит и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины должна быть вечной и неизменной, не подлежащей никаким переменам, и таковыми являются бестелесные нечувственные начала – идеи (эйдосы), постигаемы разумом.
Ученик Платона Аристотель не соглашается со взглядами своего учителя, согласно которым идеи составляют особый, сверхчувствительный мир, законом которого подчиняется реальное бытие. Он считает, что если идеи и предшествуют чувственным вещам, то не по бытию, а только логически.
В средневековой философии детально разрабатывал учение о бытие Фома Аквинский. Для него бытие – это высшее начало, первое из созданий. Свойство «быть» приписывается как Богу, так и миру, но лишь по аналогии, поскольку Бог – само бытие, а мир только обладает бытием. Согласно Ф. Аквинскому, для того, чтобы что-то в мире появилось (в том числе и сам мир), необходим особый акт наделения бытием, исходящий от Бога.
В философии Нового времени интерес к проблеме бытия заметно снижается. На первое место выходят проблемы познания. Поэтому первооснова всего сущего, подлинного бытия усматривается в активности субъекта. Бытию отказывается в объективности. Оно становится субъективным и определяется человеческими способностями воспринимать и действовать.
Так Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования. Он считал, что можно сомневаться во всем: в существовании мира, Бога и т.д., несомненно только одно – то, что «я мыслю, следовательно, существую».Тем самым Декарт сделал бытием мысль, а творцом мысли объявил человека.
В немецкой классической философии наиболее полно проблема бытия исследована в философской системе Гегеля. Бытие рассматривается Гегелем как процесс, как развитие, как вечное становление.
В XX веке происходит переориентация философского осмысления проблемы бытия самого человека. Особенно ярко это отражается в философии экзистенциализма.
Так немецкий философ М. Хайдеггер разделяет «бытие-в-мире» на «бытие-с» (другими) и «бытие самого себя». Если характеристика последнего – это «повседневность», «обыденность», то «бытие -с» обезличивает человека, имеет тенденцию превратить его в «такого как все» сохранение своего «Я», искусство быть – вот та задача, которая стоит перед человеком.
При ответе на третий вопрос плана следует отметить, что категория материи является фундаментальным философским понятием. Уже в античности, первые мыслители обратили внимание на сохранение свойств и состояний вещей при их различных превращениях. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией (у Фалеса – это вода; у Анаксимандра – алейрон; у Анаксимена – воздух; у Гераклита – огонь и т.д.). По мере развития философской мысли представление о материи углубляется и одновременно утрачивает чувственно-конкретные черты, становится более абстрактным. В V веке до н. э. возникла идея об атомарном строении материи. Материя представляет как совокупность плотных, неделимых частиц – атомов. В XVIII – XIX в.в. многие философы определяли материю как совокупность неделимых атомов, из которых построен мир.
В конце XIX века атом был разделен. Был открыт электрон, обнаружен радиактивный распад и превращаемость атомов. Эти открытия вызвали кризис в философии. Преодоление кризиса в понимании материи требовало уточнения прежде всего категории материи в свете новых данных естествознания. Такое уточнение было сделано В.И. Лениным: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них ”.
Далее следует остановиться на характеристике атрибутивного свойства материи - движения.
Под движением материи нужно понимать любые изменения. Движению присуще следующие свойства: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость.
Выделяют следующие основные формы движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Все формы движения взаимосвязаны и могут переходить друг в друга.
Противоположным по смыслу понятию движения выступает понятие покоя. При этом следует помнить, что движение абсолютно, а покой всегда относителен.
В четвертом вопросе следует раскрыть понятия пространства и времени как форм существования материи.
Пространство – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие.
Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.
Исторически сложились две основные концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.
Реляционная концепция считает пространство и время объективными, независящими от человека формами бытия и материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с материей и движениями.
Современная наука отдает предпочтение реляционной концепции пространства и времени.
Список рекомендуемой литературы
1. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахунов. – М., 1982.
2. Владимиров Ю.С. Реляционная теория пространства – времени и взаимодействияю / Ю.С. Владимиров. – М., 1996.
3. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч.1. – М.: Политиздат, 1991.
4. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.
5. Трудников Н.Н. Время человеческого бытия / Н.Н. Трудников. – М., 1987.
6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского.- Ростов н/Дону, 1996.
7. Философия. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Станкевича. – Липецк, 2002.
8. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. – М., 1993.
Вопросы для самоконтроля
1. Как истолковал проблему бытия древнегреческий философ Парменид?
2. Какие изменения в понимании бытия произошли в Новое время?
3. Как понимали материю древнегреческие философы?
4. Как повлияли открытия в физике в конце XIX в. на содержание понятия «материя»?
5. Какие формы движения Вы знаете?
6. Каковы основные свойства пространства и времени?
7. В чем состоит отличие реляционной концепции пространства и времени от субстанциональной?
Темы рефератов
1. Проблема бытия в античности.
2. Проблемы бытия в философии XX в.
3. Эволюция понятия «материя» в философии.
4. Абсолютность движения и относительность покоя.
5. Качественное многообразие и взаимосвязь форм движения материи.
6. Современная наука о пространстве и времени.