Рис. Структура педагогического труда (по А. К. Марковой)
Лекция 22. Педагогическая деятельность
Содержание
1. Понятие педагогической деятельности.
2. Продуктивность педагогической деятельности.
3. Структура педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – это целенаправленное воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика с целью его личностного, интеллектуального, деятельностного развития, одновременно служащее основой для саморазвития.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н. В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I – (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II – (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III – (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям, по отдельным разделам курса (т. е. формировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.
IV – (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.
V – (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средства формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный [2].
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития.
Структура педагогической деятельности:
1) мотивационно-ориентировочное звено (мотивация, постановка целей и задач);
2) осуществление действий;
3) контрольно-оценочное звено.
Мотивация педагогической деятельности включает те же мотивы, что и в любой другой деятельности, например, в учебной – это внешние мотивы (мотив достижения) и внутренние (мотив личностного развития). Специфическим мотивом педагогической деятельности является мотив доминирования, или мотив власти. Мотив доминирования характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на поведение других людей и направлять его, побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами, добиваться их сотрудничества, убеждать в своей правоте (Г. А. Мюррей). Этим стремлениям соответствуют действия: склонять, вести, убеждать, диктовать условия, организовывать, руководить, управлять, подчинять, править, властвовать, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения, запрещать, ограничивать, наказывать, очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей. В процессе труда учитель может руководствоваться разными проявлениями мотива власти. Он может искать поддержки в своих учениках, что увеличивает его веру в собственные силы; проявлять свою независимость; стремиться одерживать верх над другими и т. п., но основой выбора и осуществления педагогической деятельности должен выступать мотив власти, ориентированный на благо других людей – оказание помощи и поддержки своим ученикам, направление развития их личности.
Постановка и решение педагогических задач происходит по следующей схеме:
1) анализ педагогической ситуации;
2) постановка задачи;
3) планирование и выбор решения;
4) осуществление действий;
5) контроль и оценка.
Постановка педагогических задач опирается на следующие положения:
педагогическая задача включает характеристику психического развития учащихся до воздействия учителя и желаемые изменения в нем. Исходить нужно не из материала, но из ученика: «Что я хочу изменить в своем ученике? На основе какого материала, и какими средствами?»;
учитывать ученика как активного деятеля, соучастника, субъекта учебно-воспитательного процесса;
определять иерархию задач;
решение педагогических задач требует немедленных действий, а результат отсрочен во времени, затруднен контроль за успешностью решения задачи.
Педагогические задачи направлены на различные стороны психического развития учащихся (обучающие, воспитывающие, развивающие).
Педагогические действия направлены на решение педагогических задач и могут быть условно разделены на группы:
изучение начальных возможностей учеников и новых уровней психического развития (кого учить);
отбор, переработка и передача содержания учебного материала (чему учить);
выбор и применение методов, форм, средств воздействия и их комбинация (как учить).
Педагогическая деятельность реализуется через множество разнообразных действий: перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных, оценивания и т. д. Совокупность тех или иных действий реализует психолого-педагогические функции учителя, которые могут быть разделены на группы: 1) целеполагающие(ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная); 2) организационно-структурирующие (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая).
Первая группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями учителя.
К содержанию второй относятся:
1) конструктивная – отбор и организация учебной информации, проектирование деятельности учащихся и собственной деятельности и взаимодействия с учащимися;
2) организаторская – организация различных видов деятельности учащихся, собственной деятельности и поведения;
3) коммуникативная – установление взаимоотношений с учащимися, другими учителями, администрацией школы;
4) гностическая (исследовательская) – изучение содержания и способов воздействия на других, исследование возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся, особенностей собственной деятельности и личности.
Эти функции соотносятся с академическими, перцептивными, речевыми, коммуникативными способностями.
Педагогические умения наиболее полно представлены А. К. Марковой [3]:
умение видеть проблему, формулировать и решать педагогические задачи;
определять кого, чему и как учить;
использовать психолого-педагогические знания в своей педагогической деятельности;
ставить и находить решение коммуникативных задач;
строить педагогическое общение на высоком уровне;
удерживать устойчивую профессиональную педагогическую позицию;
осознавать перспективу своего профессионального развития;
определять уровень развития своих учеников, стимулировать готовность к самообразованию.
Контрольно-оценочное звено деятельности учителя представлено самоконтролем, самооценкой, самоанализом, педагогической рефлексией. Педагогическая рефлексия (направленность сознания на самого себя) предполагает учет представлений учащихся о деятельности учителя, о том, как учитель должен их учить, как учитель понимает деятельность ученика и организует ее. Анализ своей деятельности учитель осуществляет на этапе подготовки к ней (предваряющий, перспективный анализ), на этапе ее осуществления (пошаговый), по окончании деятельности (ретроспективный, итоговый). Учитель анализирует ход и результаты своей деятельности и деятельности учащихся, определяет уровень достижения поставленных задач, свои достоинства, недостатки и ошибки и на основании этого планирует будущую деятельность на предстоящем уроке.