Формирование власти в родоплеменной общине

Дуальная экзогамия создала в первобытном обществе определённую социальную структуру. Родовая община стала устойчивой организацией человека. С появлением племени, состоящего как минимум из двух дуально-экзогамных родов, структура человеческого общества усложнилась. Вероятно, вначале племя не представляло собой одно целое. Связь между родами ограничивалась взаимобрачием, охотой, праздничными церемониями, переходами на летние и зимние местожительства.

Постепенно связи крепли и усложнялись, брачные связи порождали тесное хозяйственное, военное, культурное и языковое взаимовлияние. Археологические находки подтверждают, что уже в мезолите возникали локальные варианты культуры, которые объединяли группы стоянок, что свидетельствует о постепенном объединении родовых общин в племя. Считают, что длительное время племя объединялось в большей степени на этнической почве, и лишь в меньшей были социально-потестарными (potestat – власть). Племя могло иметь имя, определённую территорию, диалект, культуру, особенности быта, но племенного самоуправления, совета племени, вождя и других атрибутов развитого племенного строя не было. для раннего этапа родоплеменной организации характерна незначительная, но постепенно возрастающая роль племени при доминировании роли рода.

Управление родом, возможно, осуществляли на основе принципов первобытно-общинной демократии. Высшим органом было собрание взрослых членов племени, все вопросы жизни решались совместно. Больший авторитет имели опытные люди, из которых выдвигались лидеры, руководившие жизнью рода во всех сферах жизни. Таким образом, власть основывалась на личном авторитете, уважении и почитании сородичей и их личных качествах, опыте, знаниях, то есть это была реальная власть. Противостояние популярному вождю (конкретному человеку) означало противостояние всему племени. Власть вождя служила интересам всего рода (или впоследствии племени) и была воплощением власти рода (племени).

Вождь был хранителем и блюстителем родоплеменных норм, обязательных для всех сородичей. К таким нормам относится взаимопомощь, взаимозащита, экзогамия, то есть всё, что отвечает жизненно важным интересам общества, которые неукоснительно соблюдались. Нормы, передаваясь из поколения в поколение постепенно превращаясь в обычаи. Нарушение обычаев вело к применению мер общественного воздействия (убеждения и принуждения), проступки наказывались, вплоть до изгнания и смерти. Нормы, обычаи не давали каких-либо преимуществ одних сородичей перед другими.

Организованная власть в родоплеменной общине отличалась от возникшего позднее аппарата классового принуждения – государства, и родоплеменные нормы от возведённой в закон воли господствующего класса – права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: