Религиозные верования в Древнем мире

Ещё в древности древнегреческим мыслителем Ксенофаном и другими философами древности было отмечено, что люди представляют своих богов похожими на себя. Так эфиопы представляли своих богов чёрными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и рыжеволосыми. Для народов с белой кожей – бог белокожий, а дьявол – чёрный, у темнокожих народов наоборот, боги – чернокожие, а злые духи – бледнолицые. В представлении древних боги не только внешне похожи на людей, но и ведут себя по-человечески. Боги Древней Греции охотились, пасли скот, ткали, ковали металл, ссорились, пировали, имели жён, детей, изменяли жёнам с земными женщинами (мифы о Геракле).

Не избежали этого, то есть разделения влияния в тех или иных сферах деятельности и святые угодники современных мировых религий. Тот или иной святой угодник помогает в определённых случаях и жизненных ситуациях. Наглядной иллюстрацией того, что верующие создавали богов по своему образу и подобию, служит сибирская икона, на которой Бог изображён отдыхающим после «сотворения мира». На иконе изображена изба, в которой под теплым одеялом лежит Бог, а рядом стоят валенки. Бог изображён на иконе в соответствии с условиями жизни человека в данной местности, причём эта икона не была признана крамольной (в противном случае она была бы уничтожена, а не освящена).

В первобытной родовой общине боги выступали безымянными, безликими духами, часто не имели имени, «специализации». Разложение первобытнообщинного строя, общества на классы нашло отражение и в религиозных представлениях. Из множества духов выделяются более могущественные, которые персонифицируются, получают имя, «биографию» и «специальность». У разных народов появились представления о главных богах. В древней Греции – Зевс (его жена – богиня Гера, покровительница брака; брат Посейдон – бог моря; брат Аид – бог подземного царства; дочь Афина – богиня мудрости и военного дела, сын Арес – бог войны, а внебрачный сын Геракл статуса бога не имел, поэтому не владел божественной силой, хотя и обладал бессмертием, как и все боги), помимо богов из семьи Зевса существовали и другие боги: Аполлон, Гермес, Гефест, Афродита, Дионис, Деметра. Они подчинялись Зевсу и членам его «семьи» и не могли активно противостоять их действиям, выполняли их приказы (Гефест по приказу Зевса приковал Прометея к скале). Глава греческого пантеона богов Зевс – представитель третьего поколения богов, свергнувших второе – титанов. Первое поколение богов – Уран и Гея, первый правил Небом, Гея – господствовала на Земле. Титаны – олицетворение сил природы, которые во главе с Кроносом свергли своего отца Урана, Зевс ниспроверг, в свою очередь, Кроноса и захватил власть, именно таким образом отношения насилия, господства и подчинения оправдывались и в человеческом обществе. В древнем Египте главный бог – Ра, в древнем Риме главный бог – Юпитер, в древнем Вавилоне – бог Мардук, в древней Руси – Перун, Один – у древних скандинавов, Аматэрасу – в древней Японии, где также постепенно сложилась иерархия богов. Разделение общества нашло отражение в религии, поэтому и изменились отношения между богами.

Вера в царя небесного (бога) появилась как фантастическое отражение власти царя земного (вождя, правителя, фараона – наместника бога на Земле), а небесная иерархия – это не что иное, как отражение земной, общественной иерархии. Всё это показывает, что люди своей фантазией создавали себе богов и небесный мир по образу и подобию своего реального, земного существования.

В зависимости от изменения условий материальной жизни общества происходило изменение религиозных верований, сокращалось число богов, вводилось единобожие. «Возвышение» и «падение» божества, так или иначе, связано с жизнью людей, которые ему поклонялись. Процветание города связывалось, в первую очередь, с богом-покровителем. Проигранная война вела к «падению» авторитета местного божества и возвеличиванию бога победившей стороны. В результате захватнических войн создаются крупные империи, и божества-покровители победителей постепенно приобретают статус главного бога всех покорённых народов. Таким образом, одним из результатов покорения одного народа другим становится возвеличивание религии (или бога) народа-победителя (поработившего коренное население). Древнеримские завоевания способствовали распространению христианства, арабские завоевания – мусульманства. Впоследствии завоевание новых земель и покорение народов часто прикрывалось благими целями миссионерства. Распространение православия в Сибири, на Дальнем Востоке, крайнем Севере вытеснило религиозные верования народов, населяющих эти территории, а земли были включены в состав Российской империи. Колониальные завоевания Испании, Португалии, Франции, Англии также прикрывались благородными целями просвещения и обращения в христианство народов Азии, Африки и Америки.

К древним религиям относят религии Средиземноморья: Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима (античные боги), Месопотамии, Ирана – зороастризм, иудаизм. Религии Индии и Дальнего Востока (Китай, Япония) относят к национальным религиям, так как последователи их принадлежат, как правило, к одной национальности.

Национальные религии

Национальные религии складываются по мере формирования нации. В их основе лежат древние магические верования, которые постепенно уступили место этическим нормам и требованиям, к ним относятся: индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм. Общая черта у большинства национальных религий, например религий Дальнего Востока – то, что эти религии политеистические, у них нет единого бога-творца, в этом отношении к ним примыкает одна из трёх мировых религий – буддизм. Две другие мировые религии монотеистичны (монотеизм – вера в единого и могущественного бога) и имеют своим истоком единственную монотеистическую мировую религию Древнего мира – религию древних евреев, которая впоследствии развилась в религиозную систему иудаизма.

Мировые религии

Мировые религии – термин, применяемый по отношению к буддизму, христианству, исламу. Для них характерны наднациональность, космополитизм, идея равенства всех людей, пропагандистская активность. По мере развития в конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобрели этническую окраску.

В христианствесуществуют три основных направления: – православие, католицизм и протестантство (разделяется на лютеранство – церковь северонемецких княжеств, распространившаяся сегодня в Европе и США; кальвинизм – швейцарская реформаторская церковь; и англиканство – протестантская церковь Англии); кроме этих основных течений существуют секты (старообрядцы, молокане и т.д.). Разделение христианства на отдельные направления связано с распространением его по многочисленным провинциям Римской империи и дальнейшим возникновением первых четырёх автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской. Впоследствии разделение Антиохийской церкви продолжилось, и образовались западная (Римская католическая церковь) и восточная, впоследствии окончательное разделение в 1054 г. привело к образованию католицизма и православия.

Ислам (в переводе с арабского – покорность, предание себя Богу) – мировая религия, в основе которой лежит вера в Аллаха и покорность ему. В исламе в результате внутренних противоречий во второй половине VІІ века возникли три направления: хариджиты, сунниты и шииты, два последних являются главными направлениями в исламе и до сегодняшнего дня. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол арабского халифата.

Буддизм – мировая религия, вероучение которой создано Буддой, возникло в Индии в середине І тысячелетия до нашей эры. Основатель – Будда Шакьямуни (сын князя племени шакья – Сиддхартха Гаутама). В буддизме постепенно сложились следующие направления: ламаизм и дзен-буддизм. Ламаизм – особое направление в буддизме, в основе которого лежит вера в особую роль «ламы» – монаха, жреца (основная фигура в тибетском варианте буддизма) при достижении верующим человеком нирваны, спасения. Это направление пропагандирует и требует соблюдений канонических буддийских ценностей. До настоящего времени остаётся основной религией в Тибете, Монголии и подразделяется на ряд сект (школ). В России к XVІІ веку распространился среди бурят, тувинцев, калмыков.

Дзен-буддизм – китайская форма раннего буддизма. Распространился в Китае с І века до нашей эры, а затем в VІ­VІІ веках распался на северную и южную ветви, последняя составила основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма, северная полностью исчезла. В дзен-буддизме просветления, нирваны человек может достичь методом сатори, медитации, или даже ненормальным (недостойным) поведением; участия жреца не требуется. Это направление фактически отвергает канонические буддийские ценности. В настоящее время дзен-буддизм распространён в Корее, Вьетнаме, Японии и у народов других стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: