Русская философия в основном повторяет главные этапы развития мировой философии. Ее специфика заключается в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, поэтому в философском процессе активно участвуют литература и искусство.
Начальным моментом формирования русской философии стало приобщение Руси к христианству (988 г.), которое принесло на Русь греческую патристику. В период Киевской Руси (IX-XII вв.) широкое распространение получила христианская византийская литература, библейские книги и другие богословские сочинения.
Началом светской философии стало русское Просвещение (сер. XVII - начало XIX вв.). Выдающимся просветителем является М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.). В области философии его особенно интересовали вопросы познания мира. Можно утверждать, что в познании природы он придерживался материалистических взглядов. Высоко оценивая роль опыта, он тем не менее требовал идти от теории и логических обобщений. Материю он считал вечной и неуничтожимой, а природу предлагал изучать на основе естественных законов. В то же время, как глубоко-верующий человек, он признавал Бога творцом мира и важность религии в нравственном воспитании человека.
|
|
А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) стоял у истоков революционно-демократического направления русской философии. Главным философским произведением Радищева является трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Этой работой он положил начало философской антропологии в России. Ее основой стало правило сходственности: «Все, что можно сказать о животных, в той же мере относится и к человеку».
Синтезом разноплановых идей русского Просвещения стала философия П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Свои взгляды он изложил в «Философических письмах». Пытаясь осмыслить прошлое и настоящее России, Чаадаев пришел к пессимистическому выводу о том, что Россия выступает примером того, как не следует жить. Он утверждал, что опыт западной цивилизации единственен и уникален, однако не только Россия нуждается в западном опыте, но и Западу необходимо обновление, которое способна дать ему Россия.
Середина XIX в. в России отмечена острой борьбой двух направлений идейно-теоретической мысли: славянофилов и западников. Славянофилы доказывали особый исторический путь России, отличный от западного, который обусловлен отсутствием классовой борьбы, существованием крестьянской общины, глубокой религиозной верой и приверженностью православной церкви (А.С. Хомяков, Ю.Ф, Самарин, А.И. Кошелев и др.). Западники исходили из того, что история России – часть мировой истории. Задача России в том, чтобы вернуться на общий путь западной цивилизации, отказаться от крепостничества и самодержавия (П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Герцен). При всех заслугах западников они воспроизводили философские идеи Европы.
|
|
Труды славянофилов создали основу оригинального философского течения, которое получило название «русское богоискательство». Его главной фигурой стал В.С. Соловьев (1853-1900 гг.). Центральное место в его учении занимает идея «всеединого сущего», то есть сфера божественного. Реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа – София, то есть божественная мудрость. Значит, каждая вещь является проявлением всего мира в целом. Вершина мира принадлежит единому творческому ничто, которое соединяет в себе мистическое, философское и научное знание. Основой бытия мира является мистическое знание. В отличие от других религиозных философов, Соловьев выступал за единство всех христианских церквей. Соловьеву принадлежит большая заслуга в обновлении ортодоксальных положений христианства, обоснование перспектив его развития, выработки принципов экуменизма – движения за объединение церквей.
Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) представляет философию антропоцентризма. Он утверждал, что личность – это источник и начало космического. Главное в человеке – его внутренний мир, но личность – категория религиозного сознания, поэтому сущность человека определяется отношением к Богу.
Н.О. Лосский (1870-1965 гг.) – основатель интуитивизма. Развивал учение об интуиции, которая охватывает разум, чувства и волю и позволяет постигнуть саму сущность жизни. Ключевой принцип интуитивизма – «органическое миропонимание», которое предполагает критическое отношение к материализму и утверждение взгляда на мир как целостное единство духовного и материального.
Русская философия после 1917 г. развивалась в форме зарубежной и советской. В настоящее время перед русской философией стоит задача воссоздания мировоззренческого единства и поиск новой самобытности, противостоящей западному постмодернизму и сохраняющемуся советскому догматизму.