Всё, что имеется в исследовательской литературе по вопросу о воз-
никновении философии и науки в Элладе, достаточно гипотетично, дис-
куссионно.
Фиксация появления и развития философии в Элладе может предстать
как определённое логическим и смысловым образом организованное
пространство, или своеобразная топография времени античной филосо-
фии.
Остановимся: 1) на обозначении этой переломной ситуации в Элладе
историками философии и культуры;
2) на некоторых сопоставлениях ими переломных ситуаций во време-
ни и пространстве;
3) на характеристике причины или причин этой переломной ситуации.
1. Именование ситуации, приведшей к появлению в Элладе филосо-
фии и науки.
Эта ситуация часто именуется как – «греческое чудо».
Термин ввёл в научный обиход французский писатель и историк ре-
лигии Жозеф Эрнест Ренан (1823–1892) для обозначения не сверхъесте-
ственного, а уникального исторического переворота (VIII–V в. до н.э.),
переломного в культурном отношении.
В ХХ веке Андре Боннар (1888–1959), филолог-эллинист (Швейца-
рия), возражая против употребления слова – чудо, называл это явление
«эпохальным событием», имеющим естественные причины.
2. Проблема сравнения переломных ситуаций во времени и простран-
стве.
Якоб Кристоф Буркхардт (1818–1897), анализируя эпоху Возрожде-
ния, сопоставляет Ренессанс (термин Я. Буркхардта), с культурным
переворотом в Элладе, выявляя их сходные черты: разрушение стерео-
типных форм поведения, формирование всесторонне развитых, творче-
ских личностей, дух соперничества, стремление к славе, как определяю-
щий мотив деятельности и т.д.
При сравнении социокультурных обстоятельств Эллады и стран
Древнего Востока одни исследователи их слишком сближают, другие
же чрезмерно отдаляют.
Сближение связано с удивительным параллелизмом культурного су-
ществования и развития в середине I тыс. до н.э. Эллады и Древнего Во-
стока, на это указывают многие сравнительно-исторические исследова-
ния XIX и XX веков.
Независимо друг от друга, между 800 и 200 годами до н.э., в Элладе,
Палестине, Персии, Индии, Китае возникли мировые религии, пришед-
шие на смену язычеству.
Это – иудаизм (этический монотеизм) в Израиле, зороастризм в Пер-
сии, буддизм в Индии, даосизм и конфуцианство в Китае. В одну эпоху
жили религиозные реформаторы Заратустра – в Персии, Будда Гаутама –
в Индии, Лао-Цзы и Конфуций – в Китае. В Израиле – это время проро-
ков – сначала Моисея, затем – Исайи, Иеремии, Аввакума, Даниила, Ие-
зекииля.
В Элладе – время мудрецов и философов Бианта и Солона, Ферекида
и Фалеса.
Позднее Ф. Ницше скажет «у других народов – святые, у греков –
мудрецы, в этом незабвенная линия эллинского естества».
Своеобразные философские учения и литература возникают в Эл-
ладе, Индии и Китае. Важным в философском отношении является по-
нятие единого. Появившееся понятие единого (верховного начала)
служит для обозначения сокровенной – священной реальности: в Егип-
те – Атон, в Индии – Брахман и Нирвана. Философские учения Древнего
Востока по преимуществу содержат религиозно-нравственный смысл.
Философское учение о едином в Элладе имеет метафизический ______, а не
религиозный смысл, наряду с метафизикой (первой философией – по
Аристотелю) формируется физика (вторая философия) или науки, что
характерно исключительно для Эллады.
Немецкий философ Карл Ясперс (1883–1969 г.) назвал эту эпоху
между 800 и 200 годами до н.э. – «осевым временем». То, что было со-
здано в «осевое время», составляет точку отсчёта в историческом са-
мосознании большинства современных культур.
3. Перед исследователями стоит задача – найти общие причины или
причину для всех стран затронутых «осевым временем». При этом
необходимо учесть отсутствие взаимовлияний и невозможность выделить
в каждом отдельном случае действие разных, но однонаправленных фак-
торов.
Несколько иллюстраций к решению вопроса о причинах этого исто-
рического переворота.
Жозеф Артюр де Габино (1816–1882) видел ключ к пониманию исто-
рии в этническом вопросе. Он считал, что принцип смерти лежит в ос-
нове всех наций, упадок и гибель возникших цивилизаций неизбежны.
Но вместе с тем, «когда на какую-то страну, – писал он, – обрушивались
чужеземные племена и, будто в мгновение ока, изменяли её обычаи и
образ жизни,… там, где до их появления царило оцепенение, начинала
бить ключом неизвестная доселе деятельность» (Ж.А. де Габино. Опыт о
неравенстве человеческих рас. М., 2001. С. 16.).
Дж. Мерфи – биолог, вслед за Ж.А. де Габино, сходства объяснял
тоже смешением рас.
А.И. Зайцев (1926–2000) – отечественный исследователь античности
общей причиной, приведшей к «осевому времени», считал распростра-
нение железа, которое к X–IIV в. до н.э. проникло во все рассматривае-
мые цивилизации и привело к экономическому подъёму, социальной де-
стабилизации, разрушению традиционных форм жизни.
А.И. Зайцев писал о глубинном технологическом сдвиге, а не разви-
вал марксистскую идею об изменении производственных отношений и
зависимом от них способе производства, который определял бы все дру-
гие стороны общественной жизни. (См.: Зайцев А.И. Культурный пере-
ворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. СПб., 2000. С. 58–61).
Вопрос _____о параллелизме культурного переворота «осевого времени», о
его причинах во многом остаётся открытым и требует дальнейшего об-
суждения.
Решая вопросы: как, почему, для чего возникла античная филосо-
фия, необходимо остановиться на следующих моментах.
1. На социокультурных предпосылках её возникновения (здесь умест-
но определить важные в данном случае особенности Эллады по сравне-
нию со странами Древнего Востока /хорологический момент/ (см.:
стр. 16–18 данного пособия).
2. На выяснении специфики интеллектуально-духовной активности в
форме философем в отличие от мифологем в пределах Эллады
/хронологический момент/.
3. На диалогичности первых философем (своеобразный алгоритм фи-
лософии эпохи «пребывания») /смысловой момент/ (см.: стр. 6–7 данного
пособия).
4. На краткой характеристике основных тем и проблем за 200 лет
начального существования античной философии, периода «пребывания»
(своеобразный алгоритм существования всей последующей европейской
и даже мировой философии) /смыслосодержательный момент/ (см.:
стр. 11–14 данного пособия).