Фукидид. «История»
IV. 80(1) Действительно, лакедемоняне надеялись, скорее всего, избавиться от набегов афинян на Пелопоннес и особенно на их собственную Лаконийскую область, если они отплатят афинянам, послав, в свою очередь, войско к афинским союзникам, тем более что последние изъявили готовность содержать их войско и просили помощи для восстания. (2) Вместе с тем спартанцы получали желанный предлог удалить из страны часть илотов, чтобы те не вздумали поднять восстание теперь, когда Пилос[60] был в руках врагов. (3) Ведь большинство лакедемонских мероприятий искони было, в сущности, рассчитано на то, чтобы держать илотов в узде. Устрашенные дерзостью многочисленной молодежи илотов, лакедемоняне прибегли и к такой мере. Они предложили отобрать некоторое число илотов, считающих себя наиболее способными в военном деле, обещая им свободу (на самом же деле лакедемоняне хотели только испытать илотов, полагая, что как раз самые свободолюбивые скорее всего способны в сознании собственного достоинства напасть на своих господ). (4) Таким образом, было отобрано около 2000 илотов, которые с венками на головах (как бы уже получившие свободу) обходили храмы. Немного спустя, однако, лакедемоняне перебили этих илотов, причем никто не знал, где и как они погибли[61]. (5) Поэтому лакедемоняне и теперь охотно воспользовались случаем послать с Брасидом 700 илотов в качестве гоплитов (остальное войско состояло из завербованных в Пелопоннесе наемников).
|
|
Фукидид. История. - М., 1981.
ДРЕВНИЙ РИМ. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ранняя история Рима, содержащая много нерешенных вопросов, представлена несколькими фрагментами из сочинений античных авторов. В них изложены легенды об основании Рима. Многие ученые считали, что легенда об основании Рима, связывающая начало его истории с гибелью Трои, с именем троянского героя Энея, могла возникнуть не ранее III в. до н. э., когда римляне уже подчинили греческие города Южной Италии и стремились внести в римское общество греческую государственность и культуру. Однако некоторые археологические данные подтверждают, что легенда сложилась в более раннее время. Сведения Дионисия Галикарнасского имеют значение для характеристики римского общества в период складывания классовых отношений.
Легенды о возникновении города Рима