Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби

Арнольд Тойнби (1889-1975) - английский философ, историк считает, что всемирную историю человеку не дано понять; это - область божественного видения. Логику развития можно постичь только по отношению к отдельным цивилизациям. Единица изучения истории - отдельно взятое общество. Общество делится на два разряда:

ü - первый тип - "примитивные";

ü - второй тип - "цивилизационные".

Развитие общества осуществляется через "мимесис" - подражание. Первый тип - это общества, позволяющие старикам, прошлому, опираться на традиции и авторитет предков. Второй тип подражает своим героям, лидерам, творческим личностям. Герои создают динамику развития, они способны концентрировать энергию и отвечать на "вызов" истории. Тойнби считает. что человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или благоприятных условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющий его на беспрецедентное до сих пор усилие. Таким образом, внутренний механизм истории, по Тойнби, можно представить: вызов ® ответ. "Вызовы", по его мнению, делятся на три вида:

1. Неблагоприятные погодные условия (например, болота в дельте Нила - вызов для древних египтян, леса и морозы для русских).

2. Нападение иноземцев.

3. Гниение предшествующих цивилизаций (например, падение эллино-римской цивилизации вызвало к жизни взлет Византийской и Европейской культур).

Таким образом, даже краткое перечисление концепций прогресса дает представление об их разнообразии и различной методологической направленности.

Как это объяснить? Возможно, общественная наука находится еще "в пеленках" и пробует разные гипотезы, объясняющие сущность развития общества; а может быть, развитие общества настолько разнообразно, разнопланово, что все эти концепции, отражающие одну из его сторон, граней, владеют истиной (каждая по-своему и своей)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: