Полость рта. Возрастные морфологические особенности полости рта, приспособления для сосания у новорожденных. Сосательный и глотательный рефлексы и акт сосания. Слюна, ее состав у детей различного возраста семиотика их основные изменений. Стоматиты гингивиты и ангины у детей. Особенности развития миндалин.
Анатомо-физиологические особенности пищевода и желудка (их размеры у детей). Особенности секрето-, кислото- и ферментообразующей функции желудка. Анатомо-физиологические особенности тонкого и толстого кишечника. Стул у детей после рождения (меконий переходный). Скорость освобождения желудочно-кишечного тракта при различных видах вскармливания детей первого года жизни. Особенности строения аппендикса у детей раннего возраста для клинической диагностики острого аппендицита. Понятие о незавершенном повороте кишечника. Методика исследования, инструментальные методы и т. д.
Анатомо-физиологические особенности печени, ее размеры, развитие долей особенности гистологического строения. Внешнесекреторная функция печени у детей различного возраста, ее значение для переваривания и резорбции пищи в кишечнике. Барьерная функция, участие печени в различных видах обмена веществ. Состав желчи у детей различного возраста. Методика дуоденального зондирования. Осмотр, пальпация и перкуссия печени. Функциональная и инструментальная диагностика заболеваний печени, холецистография, ультразвуковое исследование. Ферменты в диагностике заболеваний печени. Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы, экс и инкреторная функция: активность ферментов поджелудочного сока у детей различного возраста. Методика исследования поджелудочной железы: пальпация, ультразвуковое исследование, внешнесекреторная и инкреторная функция.
|
|
Вопросы к теме:
· Назовите основные этапы закладки органов пищеварения.
· Полость рта. Возрастные морфологические особенности полости рта, приспособления для сосания у новорожденных. Сосательный и глотательный рефлексы и акт сосания. Слюна, ее состав у детей различного возраста, семиотика их основных изменений.
· Какие анатомо-физиологические особенности пищевода у детей?
· Каков физиологический объем желудка у детей первого года жизни, раннего возраста, дошкольного и школьного возраста?
· Чем объясняется склонность детей первого года жизни к срыгиваниям?
· Какие особенности имеет слизистая оболочка желудка у детей?
· Назовите виды нарушения поворота кишечника.
· Особенности тонкого кишечника и его слизистой у ребенка.
· Какие сфинктеры различают в двенадцатиперстной кишке?
|
|
· В чем состоит особенность илеоцикального клапана у детей раннего возраста?
· Какие продукты всасывания из тонкого кишечника попадают непосредственно в кровь и лимфатическую систему?
· Какие особенности имеет толстая кишка у детей раннего возраста?
· Как происходит становление функции поджелудочной железы после рождения?
· Как изменяется печень у детей в постнатальном периоде? Каковы проявления этих изменений?
· Как изменяется величина и положение желчного пузыря у детей различных возрастов?
· Какие виды питания отмечаются в период внутриутробного развития и после рождения?
· Какова роль слюны процессе пищеварения у ребенка первого года жизни?
· Показатели секрето-, кислотно-, ферментообразования у детей в течение первого года жизни.
· Особенности внешнесекреторной функции поджелудочной железы у детей первых лет жизни.
· Особенности желчеобразования у детей и их значение в процессе пищеварения.
· Как компенсирует кишечник у новорожденных функциональную недостаточность органов, обеспечивающих дистантное пищеварения?
· Особенности переваривания и усваивания белка у детей первого года жизни. Их значение для формирования пищевой аллергии.
· Какие факторы влияют на переваривание и усвоение жира?
· В каких отделах кишечника происходит абсорбция витаминов А, Д, С, группы В? Особенности абсорбции витамина В12.
· Какие жалобы являются наиболее частыми при заболевании органов пищеварения у детей?
· Какое диагностическое значение имеет характеристика болей в животе?
· Какие факторы обуславливают “желудочную” диспепсию?
· Каковы отличия рвоты, обусловленной центральными механизмами и местными поражениями гастродуоденальной зоны?
Ссылки на учебно-методическую литературу: (а1)-стр255-276.;(б1)-стр222-254.